Организаторы Площадки Медиа

Минфин взял курс на ослабление рубля

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Минфин взял курс на ослабление рубля
01 февраля 2017 года

    С 1 февраля Банк России и Минфин возвращаются к валютным интервенциям. Кто выиграет и кто пострадает?

    С 1 февраля Банк России и Минфин решили вернуться к валютным интервенциям, от которых официально воздерживались в течение 2016 года. Цель – спасти федеральный бюджет и пополнить национальные резервные фонды. 

    Покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем рынке с февраля будет проводиться согласно «бюджетному правилу». Объем операций будет зависеть от суммы нефтегазовых доходов федерального бюджета – именно в таком объеме будет закупаться валюта, пока цена российской марки Urals превышает $40 за баррель. В случае падения стоимости барреля нефти ниже $40 ЦБ РФ будет продавать валюту на рынке в объеме, соответствующем выпадающим доходам казны. 

    Хотя происходящее сейчас напоминает приснопамятный «валютный коридор», официально политика не изменилась – декларируется, что рубль должен продолжать свободное плавание (последние два года курс рубля формируется исходя из баланса спроса и предложения на рынке).

    Решение о возобновлении валютных интервенций принял Минфин, которому необходимо ослабить рубль, чтобы стабилизировать бюджет, обеспечить его пополнение за счет выручки от экспортных продаж, в первую очередь нефтегазового сектора. Финансовому ведомству нужно сейчас опустить рубль примерно на 10% - таковы оценки рыночных экспертов. 

    Центробанку же, напротив, выгоден крепкий рубль – он обязан поддерживать стабильность национальной валюты и обеспечивать низкий уровень инфляции. Но Минфин решил – значит, интервенциям быть, это прекрасный шанс пополнить тающие валютные резервы. О последствиях такого решения корреспондент ExpoTrade.ru беседует с Ольгой Мещеряковой, генеральным директором Управляющей компании PERAMO.


    Центробанк довольно долго воздерживался от интервенций. Когда это было отмечено в прошлый раз?

    В 2016 году прямые валютные интервенции, в которых Центробанк России выступал бы от своего имени, не проводились. По крайней мере, официально - такая информация размещена на сайте регулятора. Последний раз Банк России скупал доллары на бирже летом 2015 года. Цель той интервенции, как и сейчас, - остановить укрепление рубля. Миссия была успешно выполнена – российская валюта застыла тогда на отметке 50 руб. за доллар.  

    Сейчас регулятор вдруг вспомнил о бюджетном правиле, которое было принято давно. Почему Минфин РФ решил применить его только теперь?

    В конце 2016 года остро как никогда встал вопрос о пополнении Резервного фонда РФ, который стремительно сокращается и в нынешнем году может быть полностью исчерпан. В федеральном бюджете на 2017 год заложены расходы из Резервного фонда РФ в размере 1,17 трлн рублей, тогда как фактический объем фонда составляет 972 млрд рублей. 

    Предостережения о критической нехватке средств Резервного фонда мы слышим от ведущих экономистов с середины 2016 года, но к концу прошлого года стало понятно, что опустошение государственной «кубышки» может случиться не в течение года, а буквально «сегодня-завтра». 

    Усугубил ситуацию крепкий рубль, чему поспособствовали и оптимистические ожидания от победы на выборах в США Дональда Трампа, и рост нефтяных цен на фоне договоренностей о снижении добычи странами ОПЕК и другими экспортерами (в том числе Россией). 

    В результате усиления национальной валюты в январе 2017 года мы имеем колоссальное обесценивание запасов Резервного фонда. Если сейчас не принять мер по ослаблению рубля, курсовая разница «съест» резервы полностью. Именно поэтому крайне важно сейчас запустить механизм валютных интервенций для ослабления курса национальной валюты.

    Спасет ли эта мера Резервный фонд и ФНБ?  

    Учитывая, что бюджет «трехлетки» (2017-2019 гг.) ориентирован на цену нефти в $40 за баррель, нынешнее повышение цены на нефть до $55-56 самым благоприятным образом влияет на российский бюджет. Сложно надеяться на сохранение таких цен в течение продолжительного времени, поэтому важно не упустить момент, чтобы пополнить средства Резервного фонда. Об этом пару недель назад говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов, который уверен, что нынешние нефтяные цены позволяют проводить валютные интервенции. А министр финансов РФ Антон Силуанов еще в прошлом году называл порог в 60 рублей за доллар хорошим уровнем для покупки валюты в резервные фонды. 

    Станет ли рубль более стабильным, хоть и на другом уровне, при регулярных валютных интервенциях? 

    Стабильность рубля, конечно же, будет зависеть от взвешенности политики ЦБ и Минфина, а также от того, насколько разумно и аккуратно будут проводиться интервенции. Хочется надеяться, что ЦБ и правительство сдержат обещания о стабильном курсе рубля и стабильной инфляции, которая обещана на уровне 4% годовых. Хочу отметить, что в текущей экономической ситуации ослабление рубля будет на руку не только бюджету, но и многим российским производителям. 

    Какие именно отрасли выиграют от ослабления рубля и кто от него пострадает?

    При падении рубля традиционно выигрывают экспортеры. При относительно слабой национальной валюте комфортно себя чувствуют нефтяники, металлурги, также от падения рубля выиграют химическая промышленность и аграрно-промышленный комплекс, так как в этих секторах издержки формируются в рублях, а прибыль получается в валюте.

    Традиционно остро ощущают падение рубля производители и поставщики предметов роскоши, товаров премиального сегмента – у них все наоборот: выручка в рублях, а затраты – в валюте.

    Как интервенции ЦБ РФ скажутся на банковском секторе?

    Со слов представителей ЦБ: операции Минфина станут одним из факторов формирования ликвидности банковского сектора, но их влияние регулятор оценивает как „близкое к нейтральному“.

    Источник: