По всей стране одна за другой проходят выставки для абитуриентов и их родителей "Образование и карьера": 1-4 февраля в Красноярске, 10-12 февраля в Казани, 13-14 февраля - в Сыктывкаре. Что нового в образовательных трендах 2017.
Новые направления для физиков и лириков
Электроэнергетика, строительство, программная инженерия и машиностроение - сегодня это одни из самых популярных направлений в технических вузах. По словам профессоров, эта тенденция сохраняется на протяжении последних нескольких лет. Помимо этого, большой конкурс наблюдается на направлениях, связанных с ядерной энергетикой и теплофизикой.
Ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Виталий Дробчик: "Ядерная энергетика - наше будущее. Эта отрасль бурно развивается и активно поддерживается государством. Родители тоже это понимают, поэтому хотят дать своим детям фундаментальное классическое образование, которое позволит им стать в будущем востребованными специалистами".
Мехатроника и робототехника тоже вызывает у абитуриентов повышенный интерес. Сами школьники признаются, что считают эти направления перспективными в связи с растущей автоматизацией рабочих мест и производства в целом.
Дмитрий Карасёв, абитуриент: "Я с детства интересуюсь новыми технологиями и необычными разработками, поэтому давно решил связать свою жизнь с робототехникой. К тому же, события января этого года - я сейчас говорю о роботе-юристе, которого разработали программисты Сбербанка - окончательно убедили меня в правильности выбора будущей профессии. Не хочу оказаться безработным из-за роботов. Поэтому лучше я буду их создавать".
Александр Пушкарёв, абитуриент: "Многие мальчики мечтают в детстве стать космонавтами. И я не был исключением. Детские мечты никуда не ушли, они просто переросли в цели. Профессия "робототехник" даст мне некую причастность к космосу, потому что эти люди создают много проектов для МКС".
Андрей Высоцкий, абитуриент: "Я люблю фантастические фильмы, где плод чьего-то воображения вдруг становится реальностью. Став робототехником, я смогу превращать свои фантазии в настоящее. И это завораживает".
По-прежнему востребованы такие направления, как экономика и менеджмент. Количество бюджетных мест по этим направлениям постоянно увеличивается, говорят преподаватели. К примеру, в Санкт-Петербургский государственный экономический университет в этому учебном году на бюджетную основу по направлению "Экономика" поступило 225 абитуриентов, по направлению "Менеджмент" - 224.
Что касается гуманитарных направлений, количество бюджетных мест с каждым годом сокращается. Однако это не пугает абитуриентов и их родителей - спрос на гуманитарные специальности растёт. Студенты начинают все чаще оплачивать своё обучение в вузе, что говорит о готовности родителей инвестировать в будущее своих детей, считают преподаватели.
Новые профессии для государственной службы
В университетах страны начали появляться новые факультеты. К примеру, факультет экономической безопасности, который готовит будущих аудиторов, судебных экспертов и специалистов, оценивающих экономические риски организации как внутри предприятия, так и из вне.
Заместитель начальника отдела по профориентационной работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета Наталья Павленко: "У нас появились два новых направления: экономическая безопасность и таможенное дело. То есть мы начали готовить специалистов для государственной службы. Видимо, в сфере экономической безопасности появилось много вопросов, которые могут решить только специально подготовленные люди".
Ещё одно некогда профильное направление превратилось в отдельную специальность. В этом году в некоторых вузах студентов начали учить управлению качеством. Они станут специалистами по качеству продукции, метрологии и стандартизации, то есть менеджерами по качеству.
Новый тренд: курс на восток
Растёт интерес абитуриентов к обучению за рубежом. Наличие программ по обмену студентами все чаще становится для школьников одним из определяющих факторов при выборе вуза. Абитуриентов привлекает стажировка в Англии, Франции и Финляндии.
Максим Рогозов, абитуриент: "Я собираюсь получить в Англии степень MBA. Во-первых, потому что сфера бизнес образования находится на достойном уровне в этой стране. Во-вторых, в Англии у меня будет возможность получить диплом бакалавра не за четыре года, а за три".
Популярным местом для обучения у российских абитуриентов становится Китай. Специалисты считают, что это, в основном, связано с увеличением количества деловых контактов России с этой страной. Поэтому в число популярных направлений обучения в Китае, которые выбирают российские абитуриенты, вошли электронная коммерция, интернет-торговля, бизнес.
Генеральный директор "China Campus Network" Александр Авакянц: "Абитуриенты хотят изучать китайскую модель ведения бизнеса, чтобы потом делать бизнес в этой стране. Однако много ребят из 9-11 классов, которые интересуются обучением в Китае, пока что не очень хорошо представляют себе, какой деятельностью они хотят заниматься. Порой, их интересы лежат в диапазоне между юристом и дизайнером". (
Подробнее об обучении в Китае).
Двери российских вузов тоже открыты для иностранных абитуриентов. В этом году условиями поступления интересуются преимущественно школьники из Ирана, Арабских Эмиратов и стран СНГ. Кстати, по данным Министерства образования, доля иностранных студентов в некоторых вузах страны достигает 20%, что соответствует показателям ведущих вузов мира. Всего в российских университетах учится 150 тысяч иностранных студентов. В ближайшее время эта цифра может увеличиться на треть - с такой инициативой на днях выступила заместитель министра образования Людмила Огородова.
Какой он - идеальный абитуриент?
По словам преподавателей, за последние два года абитуриенты стали более мотивированными. Школьники знают, какую специальность и в каком вузе хотят освоить, достаточно хорошо представляют свой карьерный путь.
Ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Виталий Дробчик: "Я рад, что ребята, которые хотят получить высшее образование, пытаются зарекомендовать себя на высшем уровне. Я вижу, что наши абитуриенты хотят многого добиться и готовы доказывать, что способны это сделать. Процент ребят, которым в этой жизни ничего не надо, снизился до минимума".
Преподаватели считают, что профессиональное ориентирование школьника надо начинать с 9 класса, чтобы к моменту окончания школы он имел представление о всех основных профессиях.
Заместитель начальника отдела по профориентационной работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета Наталья Павленко: "Нам нужен абитуриент, который знает, какую специальность он хочет получить и где именно планирует работать. К сожалению, иногда случается, что студент оказывается в вузе случайным образом и понимает к концу первого курса, что напрасно тратит своё время и деньги родителей".
Прежде чем решать, в какой вуз поступать, преподаватели советуют абитуриенту обязательно посетить дни открытых дверей в разных университетах и почувствовать атмосферу каждого вуза.
Источник: