Организаторы Площадки Медиа

Мир Арктики для людей и для бизнеса

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Мир Арктики для людей и для бизнеса
07 февраля 2017 года

    До Арктического форума в Архангельске осталось 50 дней

    «В отличие от многих зарубежных государств, для России Арктика – это не экзотика, а нормальная территория жизни,» – такую характеристику этой области, к которой мир сегодня проявляет самое пристальное внимание, дал заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский.

    Неоспоримые арктические ценности

    Интерес нашей страны к Арктике закономерен: уже сегодня добыча полезных ископаемых в этом регионе обеспечивает около 20% валового внутреннего продукта России и 22% объема российского экспорта. Известный полярный исследователь, депутат Государственной Думы Артур Чилингаров приводит цифры: по некоторым оценкам, в недрах арктического шельфа содержится до трети мировых запасов углеводородов и около 83 млрд тонн полезного сырья — никеля, золота алмазов и т. д., что сравнимо с запасами всей Западной Сибири. 

    Кроме того, как отмечают экономисты, Арктика сегодня с успехом может претендовать на роль нового торгового маршрута между Северо-Восточной Азией (центр производства) и Европой (центр потребления) по Северному морскому пути, который издавна осваивала Россия. С этой целью у нас в стране разработана программа обновления ледокольного флота. И наконец, последний серьезный повод для наших властей вплотную уделить внимание этому региону: в российской Арктике проживает более 2 млн человек, или больше половины арктического населения планеты.

    Простор для крупного бизнеса

    «Для нас социально-экономическое ускоренное развитие арктической зоны РФ – это абсолютно естественный еще с советских времен тренд,» – отметил в выступлении на круглом столе "Социально-экономическое развитие в Арктике" замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский. По его словам, основу, или «каркас», развития арктической экономики составят крупные проекты по добыче и переработке природных ресурсов, которые уже реализуются или предполагаются к реализации в регионе, – своего рода опорные зоны. Арктика – территория, которая исторически развивалась очаговым характером и будет развиваться подобным образом исходя из специфики экологических, климатических и других условий, подчеркнул Цыбульский. «Эти точки экономического роста будут обеспечиваться крупными компаниями, они должны стать локомотивом, верхней частью в операционной цепочке для средних и малых предприятий, которые имеют поставщиков, могут подтягиваться и создавать экономическую систему развития Арктической зоны».

    С этой же целью планируется обустройство полигонов для апробации арктических технологий в разных отраслях промышленности. По словам директора департамента региональной промышленной политики Министерства промышленности и торговли РФ Алексея Беспрозванных, в Минпромторге сегодня активно обсуждаются вопросы, связанные с созданием в Арктике новых промышленных кластеров, которые на сегодняшний день уже являются драйверами роста в ряде регионов России. Сегодня в арктической зоне (Архангельская область) действуют два кластера, в состав которых входят более 30 предприятий, — по судостроению и лесной промышленности, сообщил Беспрозванных. Новые территории для полигонов будут отбираться в тесном сотрудничестве с региональными властями исходя из интересов региональной индустрии. «Мы это делаем для равномерного развития всех регионов Арктики и всех отраслей. Поэтому здесь тесно слажено взаимодействие. У нас участвуют не только регионы, но коллеги из разных министерств, мы обязательно слушаем всех экспертов, проводим экспертизу и выбираем, какую технологию там использовать», — уточнил Беспрозванных. С бизнесом же, который будет работать в создаваемых кластерах, Минпромторг предполагает заключать специнвестконтракты. 

    О серьезных намерениях крупного бизнеса красноречиво свидетельствует факт, что горно-металлургическая компания «Норильский Никель» планирует инвестировать в развитие арктических территорий не менее 1 трлн рублей в период до 2022 года. По словам заместителя генерального директора – руководителя блока корпоративных, имущественных и правовых вопросов ГМК Елены Безденежных, речь идет о развитии горнорудной базы (не случайно затраты на арктическую геологоразведку компания последнее время увеличивает на 25% в год), масштабной модернизации производства, существенном улучшении экологической обстановки и создании комфортных условий для жителей региона (последнее – в лучших советских традициях, когда крупные промпредприятия «держали» на себе всю соцсферу). В форме частно-государственного партнерства идет реконструкция норильского аэропорта «Алыкель». «Это один из самых северных аэропортов РФ, который нуждается в реконструкции. Это уникальный проект, потому что аэропорт не будет закрываться на реконструкцию, мы будем осуществлять ее поэтапно», – рассказала Безденежных. В то же время она подчеркнула, что крупный арктический бизнес намерен добиваться государственной поддержки – стимулировании трудовой миграции, инвестиционных льгот, нулевой ставке налога на имущество и т. д.

    Проблемы «маленьких»

    Однако в отличие от крупных игроков – «Норникеля», НОВАТЭКа, «Газпрома», нефтедобывающих компаний - малый и средний бизнес, завязанный на арктическое снабжение (компании с оборотом до 3 млрд рублей в год), чувствует себя далеко не столь уверенно. Проблему озвучил председатель комитета по экологии общественной организации «Деловая Россия» Ильдар Неверов. «Инфраструктура по логистике в Арктику — избыточна. За последние 10 лет каждый второй мелкий, средний предприниматель, у кого есть возможность получить кредиты или есть какие-то свои средства — построил логистический центр по обслуживанию арктических проектов без какой-либо четкой привязки к тому или иному проекту… Каждый второй купил судно 1979−1985 годов выпуска, которое сейчас бороздит просторы от Карского моря до Норвежского, а еще чаще просто стоит на рейде месяцами,» — констатировал Неверов. По его мнению, лет через пять такая нескоординированность действий может обернуться массовыми банкротствами. 

    Между тем, без малого и среднего бизнеса Арктике не обойтись, поскольку именно он занимается ее «очисткой» – утилизацией старых судов, стальных конструкций, сбором и переработкой твердых бытовых отходов. «Мы добились того, что в 2017 году у арктического сообщества появилась программа по ликвидации экологического ущерба», – напомнил Неверов, но взаимодействие крупного и малого бизнеса еще вызывает много вопросов. 

    Меньше политики, больше "человечности"

    Все накопившиеся проблемы станут предметом обсуждения на IV Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога», который состоится 29−30 марта 2017 года в Архангельске. 

    Напомним, что первый арктический форум состоялся в 2010 году и был посвящен современным проблемам арктического региона. Участники второго форума, организованного в 2011 году, основное внимание уделили формированию арктической транспортной системы, третьего (2013 год) – вопросам экологической безопасности.

    В настоящее время организаторы форума работают над созданием сценария пленарных заседаний. 

    «С учетом того, что геостратегически, экономически важность и внимание к Арктике растет, была выбрана тема, которая, по нашему мнению, максимально актуальна с точки зрения развития международной повестки, – это "Человек в Арктике". Минимально политизированная сфера для обсуждения... – заявил Александр Цыбульский. – Есть большая заинтересованность со стороны экспертного, научного и бизнес сообщества, политических деятелей. Мы предполагаем участие представителей 14 государств, все больший интерес к участию в таких мероприятиях проявляют неарктические государства: Япония, Германия, Южная Корея, Сингапур, Индия, Китай».

    Деловая программа форума, по словам Цыбульского, будет состоять из девяти тематических секций: «Арктика – территория истории, культуры и туризма», «Арктика – территория экологии», «Арктика – территория современной энергетики», «Арктика – территория транспортных возможностей», «Арктика – интеграция усилий в соответствии со стратегиями развития», «Новые механизмы развития и повышения инвестиционной привлекательности арктический зоны Дальнего Востока», «Арктика – территория передовых технологий», «Арктика – территория здоровья» и «Арктика – территория профессионалов».

    Кроме того, во время основного события будут проходить так называемые параллельные мероприятия. Это молодежный образовательный форум «Арктика. Сделано в России» (организатор – Российское агентство по делам молодежи) и «Саммит губернаторов Северного форума» – встреча руководителей регионов приарктических государств, "Арктический бизнес-форум".

    Об участии в форуме уже заявили около 1 тыс. российских и зарубежных представителей.

    Источник: