В начале февраля в «Крокус Экспо» в Москве традиционно состоялось главное
мероприятие рынка телевидения и телекома 19-я международная выставка и форум CSTB.TELECOM&MEDIA’2017.
Как и в прошлые годы, его посетили более двадцати тысяч профессионалов электронных СМИ. Представители трех десятков стран представили свои технологии и возможности или прислали специалистов по развитию бизнеса. Три дня были насыщены общением на стендах и десятками деловых встреч - тематических секций, панельных дискуссий, семинаров. В рамках выставки прошла и церемония награждения премией «Большая цифра» - отечественный «Оскар» телевещателей.
"По верхам" - Over the Top
Много мероприятий на форуме было посвящено развитию ОТТ технологий. Взрывной интерес к этому методу передачи видеоуслуг через Интернет возник в России последние пару лет. Серьезные игроки рынка изначально скептически относились к «Over the Top», предполагая что использование открытого интернета, во-первых, не позволит предоставить высокое качество телевизионного сигнала, а во вторых, создаст проблемы с монетизацией. Но стоит посмотреть на список награжденных в этом году НациональнойПремией в области многоканального цифрового телевидения «Большая цифра» и становится ясно, что побеждают как раз те компании, которые раньше других оценили возможности ОТТ. Если два года назад на CSTB-2015 об ОТТ лишь робко говорили, то уже через год это стало трендом номер один. А в этом году организаторы сделали все, чтобы создать условия эффективного взаимодействия для игроков рынка, предоставить им возможность ознакомиться со всеми ресурсами от технических решений, платформ и устройств, до системной интеграции и контента.
Внедрение ОТТ соответствует общей идеологии развития средств массовой коммуникации. Эта модель открыта для каждого субъекта-держателя прав. Любой может стать издателем. Как традиционная телевизионная или кинокомпания, так и любители будут публиковать контент, который глобально доступен. И, как ни странно, о подобном развитии событий говорят многие специалисты даже в области печатных СМИ. Прогнозируется, что в скором времени возможность передавать информацию, доступная любому пользователю сервиса, упразднит профессию журналиста, а редактора сделает лишь модератором информационного потока. Вопрос небесспорный, но весьма обсуждаемый.
Где взять контент? А деньги?
Между представителями операторов и телевещателей, как и каждый год, проходили локальные дискуссии о путях развития IPTV и ТВ. Эти споры стали
традиционными и не могут прекратиться в принципе, так как успешное
прогнозирование – основа будущей монетизации и формирования бизнес-модели. С
одной стороны переход на цифровое вещание дает возможность получить
неограниченное количество каналов доставки контента. С другой стороны, тут же
возникает вопрос, отношение к которому четко разграничивает взгляд топ-менеджера
крупного эфирного телеканала от восприятия владельца небольшого нишевого или
IT. И вопрос этот: «Где взять контент?». На первый взгляд, это элементарно: либо
купить, либо произвести. Но на практике получается, что ответ на самый простой
вопрос стал самым сложным для развития телевидения, в том числе платного, и
интернет телевидения.
Если с большими эфирными каналами, включенными в список основных и
обязательных для бесплатного распространения, все понятно – там и доходы от
рекламы совершенно другие, и поддержка государства такая, что главный канал
страны легко может себе позволить в течение года просто уйти в минус на пару
миллиардов рублей, то развитие pay-каналов и их наполнение порой жизненно
важная проблема.
Если посмотреть на историю, конечно же, первым делом вспоминается пример НТВ+, проекта успешного и бесконечного, но не стоит забывать, кому он принадлежит, на каких платформах строился и насколько верифицирован весь этот бизнес.
Нишевое телевидение. Ну и когда?
Известно, что операторы продают телевидение пакетами каналов. Как
правило, в пакете есть локомотив, который вообще-то принесет прибыль, если его
предлагать потребителям соло, и остальные, которые по одному продать
невозможно, но в пакете они могут расширить аудиторию. Понятно со спортом, с
его целевой аудиторией и возможностями распространения. А как быть с нишевым
телевидением, о нашествии которого уже десять лет все говорят, но до нашей
страны еще не дошло...
Вот простой пример по результатам выставки этого года и премии
«Большая цифра». В категории «Телеканалы» награждены «Бобер» и «Дом кино
Премиум», которые производит компания «Первый канал. Всемирная сеть». Фактически
филиал «Первого канала», отвечающий за международное вещание. Генеральный
директор компании Алексей Ефимов более десяти лет назад убеждал всех, что в
ближайшие годы будет взрыв нишевого вещания, что у каждого будет свой канал, у
кого-то про вязание, у кого-то про футбол. Был построен аппаратно-эфирный
комплекс с возможностью вещания сорока шести каналов, запущен проект «Цифровое
семейство Первого канала», на рынках в Каннах закупался контент, были заключены
договоры с ГТРФ, «Мосфильмом», запущено четыре канала, к которым со временем
добавились еще два. Подобная история вскоре произошла и на ВГТРК. И всё. Даже у
«Первого канала» не хватило ресурсов на производство, закупку качественного
контента и развитие.
Поэтому разговоры о том, что в условиях падения доходов возможно
появление большого количества каналов в ближайшее время, не всем кажутся
реалистичными. Надежда только на то, что развитие медиатехнологий, как тот же ОТТ,
о котором на выставке так много говорили, распространится и на другие
инструменты и позволит значительно оптимизировать расходы как на
распространение сигнала, так и на производство контента. Впрочем, настроение на
форуме преобладало исключительно мажорное, так как большинство специалистов
уверены, что при падении доходов населения, которое происходит в последнее
время, объем телесмотрения только увеличивается. Вы согласны?
Источник: