Организаторы Площадки Медиа

Как нефтегазовая отрасль и экология стали друзьями

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Как нефтегазовая отрасль и экология стали друзьями
16 февраля 2017 года

    Солнечные электростанции, белые медведи-репатрианты, миллионы посаженных деревьев и никаких убытков от ПНГ

    В России стартовал Год экологии, в течение которого власти планируют внести существенные изменения в природоохранное законодательство (водный, лесной, земельный кодексы России и профильные федеральные законы). В числе приоритетных направлений – совершенствование работы с отходами, особо охраняемыми природными территориями, охрана водных и лесных ресурсов. Приложенные усилия, по прогнозам, должны обеспечить снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу более чем на 70 тыс. тонн в год. Экология - основной лейтмотив мероприятий энергетической сферы: "Нефть. Газ. Энерго" 15-17 февраля в Оренбурге, XII Камский промышленный форум в эти же даты в Набережных челнах, в рамках которого проходит выставка "Энергетика Закамья".

    ТЭК очищает атмосферу…

     «Центральными фигурами» года экологии предстоит стать предприятиям нефтегазовой сферы, что неудивительно: ведь практически все объекты нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности являются потенциально опасными. Причиной экологической катастрофы может оказаться и сама нефть – токсичное, горючее вещество, и нефтепродукты, и вредные выбросы, неизбежные при производстве этих продуктов. Конечно, технологии нефтедобычи и переработки постоянно совершенствуются, в том числе и с экологической точки зрения, но вопрос их внедрения для отрасли всегда стоял достаточно остро из-за дороговизны. Чаще всего меры по защите окружающей среды при нефте- и газодобыче и переработке принимаются компаниями после вмешательства государства и природоохранных организаций.

    Показательна в этом отношении история решения проблемы попутного нефтяного газа (ПНГ). При добыче 1 тонны нефти из недр извлекается около 60 кубометров ПНГ. Еще недавно приметой нефтяных месторождений были многометровые газовые факелы, горевшие днем и ночью. При сжигании ПНГ в атмосферу выбрасывались огромные количества вреднейших веществ – оксиды азота и серы, спирен, сажа, и т. д. Так как добыча нефти в России ведется в основном в арктической зоне, под воздействием этих «подарков» начали таять арктические льды. В 2009 году вышло постановление правительства РФ, предписывающее нефтедобытчикам сжигать не более 5% добываемого ПНГ, а 95% утилизировать без ущерба для окружающей среды. Введенные государством штрафы и стимулы сделали свое дело – сегодня, по данным Минприроды, практически все крупнейшие нефтедобывающие компании («Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и т. д.) или полностью выполняют указанный в постановлении норматив, или близки к нему. Для достижения применяются разные способы. Например, компания «Сургутнефтегаз» построила свой газоперерабатывающий завод и утилизирует практически весь объем ПНГ. «Газпромнефть» открывает на своих месторождениях вакуумные компрессорные станции для утилизации ПНГ. Однако достичь к 2020 году запланированной правительством 95%-ной утилизации ПНГ мешает разразившийся в последние три года кризис: в течение одного только 2015 года большинство компаний сократили инвестиции в переработку ПНГ на 15%, так что проблема с повестки дня не снята.

     

    …и открывается людям

    До последнего времени российская нефтегазовая отрасль оставалась одной из наиболее «экологически закрытых». Эксперты с сожалением отмечали, что, в отличие от европейских или американских, отечественные компании по возможности пытаются либо скрыть от широкой общественности информацию об экологических ЧП, либо существенно занизить объемы нанесенного природе ущерба при «несанкционированных» утечках. Особой скрытностью отличаются небольшие независимые нефтегазовые компании. Причины понятны – денег на покрытие убытков и внедрение технологий по защите окружающей среды у них еще меньше, чем у гигантов-конкурентов.

    Помимо государственных директив, заставить представителей отрасли заботиться о своей «экологической репутации» призван и еще один инструмент – рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний. Он разработан в рамках проекта «Здравый смысл» группой компаний Creon Energy, Всемирным фондом дикой природы (WWF) и Национальным рейтинговым агентством. Главными направлениями оценки рейтинга являются качество экологического менеджмента, уровень воздействия компании на окружающую среду и уже упомянутая степень открытости информации.

    Первый такой рейтинг был составлен в конце 2014 года. В его выборку вошли 19 компаний, лидирующих по объемам добычи нефти и природного газа (от 1,5 млн тонн в год). По общему мнению, это новшество значительно повлияло на отраслевую экологическую картину, о чем свидетельствует улучшение среднеотраслевых экологических показателей. В частности за 2013-2015 гг. средние удельные выбросы в атмосферу снизились с 3,82 до 3,16 кг/т.у.т, а среднее удельное водопотребление снизилось с 2,03 до 1,04 куб. м/т.у.т.


    Героями рейтинга, составленного и обнародованного в конце 2016 г., стали компании «Сахалин Энерджи» — оператор шельфового проекта «Сахалин-2» (поднялась с третьей на первую строчку), «Газпром» (стабильная вторая строчка), «Сургутнефтегаз» (переместился с первой строчки на третью)


    Эксперты отмечают, что объявленный российскими властями Год экологии стал одним из главных стимулов в борьбе за более высокие места в рейтинге и предметом конкуренции между крупнейшими игроками отрасли. «Хорошие отметки» особенно важны в кризис, когда ужесточилась конкуренция за получение заемного финансирования. Почти все участники рейтинга включают данные о своих позициях в нем в официальную отчетность, которая, как известно, внимательно изучается инвесторами как в России, так и за рубежом.

    Белые медведи и киты могут не волноваться?

    С каждым годом природоохранные технологии совершенствуются. Вместе с ними возрастает и ответственность компаний за последствия своей деятельности. Сегодня самыми распространенными методами сохранения флоры региона, в котором ведется нефтедобыча, являются репатриация и транслокация земель. Первый подразумевает работы по сохранению «потревоженного» ландшафта в первоначальный вид, второй – перенос растительного покрова. С каждым годом ведущие компании тратят на эти цели все больше средств. «Татнефть» реализовала проект «Зеленый щит Нижнекамска», высадив между городом и строящимся нефтеперерабатывающим комплексом ТАНЕКО более полутора миллионов лесных деревьев. «Башнефть» оборудует рядом с местами нефтедобычи полигоны биологического обезвреживания нефтешламов (смесей, которые состоят из нефтепродуктов, механических примесей (глины, окислов металлов, песка) и воды – прим. ред.). Значительные средства в рекультивацию земель вкладывает и «Газпром».

     

    Параллельно с флорой компании минимизируют и ущерб, наносимый фауне. «Роснефть» не первый год реализует благотворительный проект «Белый мишка» в Арктике, «Газпром» также участвует в программе по сохранению биологического разнообразия морских экосистем российской арктической зоны. «Башнефть» поддерживает популяции тайменя, сига и муксуна в Печорском бассейне.

    «ЛУКОЙЛ» ведет разработку месторождений на шельфе Каспийского моря по системе «нулевого сброса», при котором все побочные продукты, полученные при нефтедобыче, вывозятся на береговые предприятия, где и утилизируются. Именно благодаря своему ноу-хау, российская компания и получила разрешение работать на Каспии, экосистема которого тщательно охраняется. Принцип «нулевого сброса», разработанный ЛУКОЙЛом применяется сегодня и на Балтийском море.

    Многое при соблюдении экологических требований зависит и от состояния инфраструктуры – агрегатов, труб, резервуаров, а также танкерного флота. Сегодня большое внимание уделяется увеличению объемов производства антикоррозийного покрытия трубопроводов; все чаще применяются гибкие трубопроводы из армированного пластика с неограниченным сроком эксплуатации и т. д.

    И, наконец, как ни парадоксально это выглядит на первый взгляд, именно нефтегазовый сектор стоит в авангарде разработок в области альтернативной энергетики. В частности, в состав «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» входят Цимлянская, Краснополянская, Белореченская и Майкопская гидроэлектростанции суммарной мощностью 300 МВт, а в 2009 году нефтяная компания построила автозаправочные станции с фотоэлектрическими модулями, питающими от солнечной энергии.

    Открытие солнечных электростанций в Грачевском и Красногвардейском районах Оренбургской области 16 февраля стало центральным событием XIV специализированной выставки «Нефть. Газ. Энерго-2017» в Оренбурге – ежегодном внушительном параде новых технологий и проектов отрасли. Тот факт, что введение в строй объектов альтернативной энергетики приурочено к работе выставки, не случаен – нынешний форум посвящен как раз Году экологии. Главная его задача – продемонстрировать новейшие достижения и содействовать налаживанию взаимовыгодного сотрудничества между компаниями в нефтегазовом секторе.

     

    «Кнут и пряник»: экологические новации

    По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, общая сумма инвестиций в экологические проекты в 2017 году составит около 400 млрд рублей и большая часть этих средств будет выделена из частных источников. Самый крупный объем инвестиций приходится на нефтегазовые проекты – мероприятия по компенсации ущерба, нанесенного природным объектам, восстановлению окружающей среды, строительству очистных сооружений.

    В нынешнем году нефтегазовые компании РФ планируют инвестировать на эти цели около 100 млрд рублей. Это обязательство они взяли на себя в рамках соглашений, подписанных с российским правительством. В рамках Года экологии будет осуществлен ряд проектов по модернизации предприятий ТЭК, будет обсуждаться проблема нефтеразливов на шельфе Арктики – в частности, власти намерены усилить штрафные санкции за отказ от предоставления или искажение информации о фактах разлива нефти и нефтепродуктов. А государственную экологическую экспертизу планируемых металлургических, нефтегазовых и других опасных предприятий могут сделать обязательной с 1 июня 2017 года вместо первоначально намеченной даты 1 января 2018 года. Так что старт Года экологии в России можно считать состоявшимся.

    Источник: