Организаторы Площадки Медиа

Инклюзивные занятия спортом - выиграют все

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Инклюзивные занятия спортом - выиграют все
21 февраля 2017 года

    У людей могут быть разные физические возможности, но им нужны равные права

    Стоит ли вовлекать людей с ограниченными физическими возможностями в занятия спортом вместе со здоровыми? Мировой опыт, да и опыт российских регионов показывает — обязательно! 

    В Ханты-Мансийске 22-25 февраля состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы организации совместных (инклюзивных) занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и здорового населения». Сегодня большой практический опыт по организации инклюзивных занятий накоплен именно в этом регионе - в Югре. Потому что здесь своими силами создали возможность включать в существующие отделения спортшкол и других физкультурно-спортивных учреждений схожие виды спорта, входящие в паралимпийские и сурдлимпийские виды. Регулярно идут инклюзивные занятия по легкой атлетике, пауэрлифтингу, волейболу, баскетболу. Уже 4 года проводится Открытый турнир по пауэрлифтингу «Кубок чемпионов», где с чемпионами Европы и мира по жиму лежа соревнуются лучшие пауэрлифтеры-паралимпийцы. В результате каждый год в Югре прибавляет 1-1,5% спортсменов с инвалидностью, что для нашей страны очень серьезный показатель. 

    — По итогам конференции будет принята резолюция с предложениями Минспорту России, — говорит Эдуард Исаков. — В первую очередь необходимо разработать нормативно-правовые документы, регулирующие возможность организации инклюзивных занятий для здоровых людей и людей с инвалидностью. Чтобы спорт для людей с инвалидностью стал гораздо доступнее  во всех регионах.

    Сноубордист Михаил Слинкин говорит: «После карьеры лыжника, которая длилась шесть лет, я попробовал себя в сноуборде. Специфическую подготовку я уже прошел на сборах вместе со здоровыми спортсменами. Я считаю, что за инклюзивным спортом будущее, потому что он стирает границы между параспортом и спортом здоровых людей. Они смотрят на нас, и для них это дополнительная мотивация, стимул, а мы в свою очередь изучаем правильную технику. Мы учимся у них, совершенствуя своё мастерство". 

     

    Сноуборд – травмоопасный вид спорта, поэтому мало кто готов им заниматься. Я буду стараться своим примером показать молодым людям, что все возможно! Постараюсь не ударить в грязь лицом и показать достойный результат на чемпионате.  Свои шансы я оцениваю как хорошие и готов бороться за самые высокие места. Моя цель - попасть в национальную паралимпийскую сборную по сноуборду».

    Инклюзия в спорте: принципы

    Инклюзия в спорте — вовлечение инвалидов в спортивные тренировки вместе со здоровыми людьми. В этом его отличие от адаптивного спорта, где люди с инвалидностью занимаются теми же видами спорта, но отдельно. При таком раскладе люди с ограниченными физическими возможностями замыкаются в тесном мире себе подобных. Тогда как совместные занятия спортом позволят полностью социализироваться и постоянно ощущать себя равноправным участником социума. Причем не меньшую, если не большую человеческую пользу получают здоровые участники таких тренировок. У людей могут быть разные физические возможности, но у них должны быть равные права. 

    В России принята Стратегия развития физической культуры и спорта, согласно которой к 2020 году доля людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должна вырасти до 20%. Но главное — сделать так, чтобы от инклюзии выиграли все. 

    На основании российского и международного опыта сформулированы основные методы вовлечения инвалида в общий спорт.

    По своему желанию такой спортсмен включается в существующие занятия и соревнования без каких-либо ограничений. Так, на любительских лыжных марафонах в Москве, Санкт-Петербурге и Демино (Ярославская обл.) можно регулярно видеть лыжников без рук, преодолевающих дистанции при помощи только лыж, без палок, наравне с другими участниками соревнований и даже быстрее. На ветеранских соревнованиях по плаванию можно встретить пловцов без ноги и даже без обеих ног.

    Если физические ограничения велики, такой спортсмен участвует в адаптивных видах спорта. В качестве примера можно привести гонки на инвалидных колясках, которые проводятся отдельной дисциплиной в рамках массовых беговых марафонах во многих крупных городах России.

    Смешанные команды из людей с инвалидностью и без нее для адаптивных видов спорта — слэдж (хоккей на санях), волейбол сидя, голбол (игра в мяч с глазами, закрытыми повязкой), бочча (метание шаров на точность). В России это пока наименее распространенная форма, главным образом потому что в целом пока мало соревнований для смешанных команд или участников. Для этого должна дорасти общая социальная культура в стране.

    Инклюзия в спорте: что не так?

    Конечно, полноценное включение ожидаемо вызывает проблемы. Это касается и финансовых вложений, и мировоззрения населения. 

    Доступность зданий и сооружений, спортивных площадок. Ведь чтобы использовать спортивные объекты, люди с ограниченными физическими возможностями должны туда добраться — а это предполагает лифты и пандусы не только на спортивном объекте, но и в домах, на остановках общественного транспорта. Например, в Москве в парках созданы спортивные площадки для инвалидов. Но кое-где они пустуют — потому что из окружающих их пятиэтажек инвалиду на коляске выбраться очень сложно. В отдаленных же от центра и особенно сельских районах добраться до спортивного объекта порой затруднительно даже здоровому человеку. 

    Нужны специальные программы обучения для учителей физкультуры, для тренеров, чтобы они умели адаптировать свои виды спорта к физическим ограничениям. Так, с детьми-инвалидами пока должны работать только специалисты по лечебной физкультуре, обычные учителя, особенно в регионах, боятся ответственности. 

    Тренеру нужно подключать одноклассников, ровесников к помощи человеку с физическими ограничениями. Ведь во время инклюзивной тренировки к нему нужен индивидуальный подход, а сам преподаватель не может уделять ему все свое время в ущерб другим. Самое главное — тренеров надо научить позитивно относиться к возможности включить в занятие ребенка или взрослого с инвалидностью, так как именно от этого зависит от отношение все остальных спортсменов. 

    — С 2007 по 2015 год я руководил Центром адаптивного спорта Югры, — рассказал член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Эдуард Исаков, — и принцип смешанных (инклюзивных) групп стал основополагающей частью модели развития спорта инвалидов в регионе. Я считаю, что при совместной организации тренировочного процесса выигрывают все стороны.