Организаторы Площадки Медиа

Знакомьтесь: микробы, ваше второе "я". Как они влияют на здоровье и настроение

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Знакомьтесь: микробы, ваше второе "я". Как они влияют на здоровье и настроение
28 февраля 2017 года

    Самое интересное с VIII съезда педиатров России

    Мы – это не только дети и взрослые, мужчины и женщины – умные и не очень, красивые и не совсем. Мы – это еще и триллионы мельчайших существ, обитающих в наших глазах, ушах и кишечнике. Их роль не сводится к роли пассивных пассажиров: все эти существа, микробы, участвуют в фундаментальных жизненных процессах, включая пищеварение, иммунные реакции и даже поведение. 

    Разнообразие микробов, которые живут на нас и внутри нас, просто потрясает. Если сранивать ДНК, то все мы, люди, примерно одинаковы: наш геном на 99,99% совпадает с геномом любого другого человека. Но это не касается микрофлоры: здесь у разных людей могут совпадать всего 10% микробов. Этим можно объяснить огромные различия между людьми: от разницы в весе до непохожих аллергий, от вероятности заболеть до уровня тревожности. Ученые еще только начинают систематизировать – и понимать – этот необозримый микромир, но выводы исследований последних лет просто ошеломляют. 


    В теле взрослого человека около 1,5 кг микробов. Это делает нашу микробиоту одним из самых крупных органов, который по весу соперничает с мозгом и лишь немного уступает печени. 


    На наш микробиом влияет абсолютно все. Гены, окружающая среда, лекарства, диета, количество сексуальных партнеров. Даже то, каким образом мы появились на свет! Если ребенок рождается естественным путем, его микробиом какое-то время похож на вагинальное микробное сообщество матери. Если в результате кесарева сечения – скорее на кожный микробиом взрослых. Кесарево сечение ассоциируется с повышенным риском ряда заболеваний, включая астму, ожирение, аллергии и атопические дерматиты. И, возможно, эти проблемы связаны в том числе с тем, что младенец, рождаясь на свет, не проконтактировал с «предписанным» микробным сообществом. 

    Начало начал

    Первых микробов мы получаем еще в утробе матери. Начиная с 24-й недели в желудке, толстой и тонкой кишках плода появляются отдельные штаммы бифидобактерий. Откуда они там берутся? Есть версия, что из околоплодных вод и плаценты: ученые выяснили, что они нестерильны! «Исследования, опубликованные в прошлом году, говорят нам, что микробиота плаценты похожа на микробиоту полости рта, – говорит профессор, главный педиатр Центрального федерального округа РФ, доктор медицинских наук Ирина Захарова. – Фантастика! То есть второе грязное место после полости рта в организме беременной женщины – это плацента. Уму непостижимо, как плод там остается живым, как он не инфицируется, какие механизмы позволяют ему выжить и для чего это все нужно».


    У детей на грудном вскармливании богаче микробиота. Грудное молоко нестерильно. С помощью новейших генетических методов в нем удалось найти больше 700 видов микроорганизмов, и среди них множество, казалось бы, «плохих» кокковых. Еще пять, десять лет назад женщин заставляли делать посев молока на стрептококк и при превышении нормы детей «снимали» с груди. Сейчас специалисты категорически протестуют против этого: «Грудное молоко – живая ткань. Это не только 700 видов микроорганизмов, которые в нем присутствуют, но еще и живые материнскими иммунологические факторы, которые подходят конкретному ребенку. Никакие смеси его заменить не смогут. Поступление новых порций бактерий с маминым молоком вносит разнообразие в кишечную микробиоту и условно рассматривается как прививка для кишечника. И это очень важно для программирования иммунной системы, для выработки пищевой толерантности. Словом, грудное молоко – лучшее, что может получить ребенок». 

    Кто решает?

    Мы очень зависим от своих микробов. Уже сегодня ученые устанавливают связь между нашими микробами и целым спектром заболеваний, начиная с очевидных – инфекций и воспалительных заболеваний кишечника – до таких неожиданных в этом списке, как аллергия, астма, ожирение, рассеянный склероз, аутизм и депрессия. Ученые уже научились с помощью бактерий снижать уровень тревожности и проявления обсессивно-компульсивных расстройств у мышей. Доказали, что использование пробиотиков облегчает проявления синдрома хронической усталости у людей, а некоторые бактерии, добавленные в рацион, могут улучшать… настроение. Осталось найти микро-лекарства от других серьезных заболеваний. 

    Чем богаче микробиота, тем мы здоровее. Микробы, живущие в нашем теле, необязательно существуют для нашего блага. Но уже тем, что они на нас живут, они мешают другим, вредным, нас заражать. Например, в ноздрях человека живут вполне определенные виды микробов, в том числе золотистый стафилококк, который вызывает стафилококковые инфекции в больницах. Но другие бактерии, живущие в носу, не дают золотистому стафилококку взять верх. Еще одно интересное наблюдение: окружающая среда сильно влияет на то, какие виды микроорганизмов поселятся в носу. У детей с его более разнообразным микробным населением, например у живущих в сельской местности, рядом с животными, в будущем меньше вероятность заболеть астмой или аллергией. 

    На коже взрослого человека может быть до 1,5 кг различных микробов. Их состав в каждом локальном участке кожи зависит от возраста, пола и состояния здоровья. Например, у ребенка с атопическим дерматитом посев на поврежденных участках кожи показал, что там мало микробов. А на здоровой коже микробов, наоборот, было очень много. «Где есть разнообразие, там нет болезни, – резюмирует Ирина Захарова. – То есть теперь мы понимаем, что не надо каждый день мыть руки с антибактериальным мылом. Целый ряд северных народов вообще не моют их каждый день. А может, и не надо? Я, конечно же, не призываю к тому, чтобы не соблюдать гигиену и не мыться, но чрезмерное увлечение чистотой играет отрицательную роль». 

    Тот самый хеликобактер и несуществующая болезнь "дисбактериоз"

    Убивать микробов не нужно, их нужно беречь! В 1980-х годах австралийские врачи Барри Маршалл и Дж. Робин Уоррен показали, что бактерия хеликобактер пилори играет ключевую роль в возникновении язв желудка и тонкого кишечника. А потому лечение должно включать антибиотики или антибактериальные программы. Однако сегодня мы знаем, что больше половины всего населения Земли являются носителями хеликобактер пилори. Почему же у подавляющего большинства из них нет язвы? Судя по всему, эта бактерия – лишь один из многих факторов риска болезни: необходимый, но недостаточный. Более того, выяснилось, что при простудных заболеваниях именно хеликобактер может препятствовать появлению бронхообструкций (затрудненного дыхания). 

    Еще один пример – несуществующая болезнь дисбактериоз. В нашей стране до сих пор продолжают ставить такой диагноз и проводить культуральные исследования кала, хотя в Европе их не делают уже с 2008 года. Первый этап лечения дисбактериоза предполагает «все убить», а второй – попытаться заселить кишечник полезными бактериями. Однако, как говорят современные исследователи, нормы, какой должна быть микробиота кишечника, не существует. И, значит, такое лечение в корне неверно. 

    Можем ли мы улучшить собственную микробиоту? Скорее всего, да. Как? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить. Но они убеждены: скоро при помощи микробов мы сможем объяснить почти все неразгаданные до сих пор загадки нашего здоровья и болезней. И, возможно, даже лечить широкий круг заболеваний, к которым, как мы теперь знаем, микробы имеют самое прямое отношение. 

    Источник: