Организаторы Площадки Медиа

Деньги улетают в космос... частный

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Деньги улетают в космос... частный
06 марта 2017 года

    Зачем бизнесу вкладываться в коммерческую космонавтику

    Какие есть перспективы, технологические тренды и новые бизнес-модели у российской космонавтики, обсудили на Международном форуме по коммерческой космонавтике INSPACE FORUM 2017, который прошёл в Москве 3 марта.

    Для полноты ощущений - будущее уже здесь - по выставочному пространству форума каталась и общалась с посетителями симпатичная робот-промоутер Kiki — творение российской компании «Alfa Robotics». Kiki способна не просто разговаривать, задавать вопросы и обдуманно отвечать на них, но и чувствовать своего собеседника, улавливать изменение мимики, запоминать, кто и что сказал, и даже обниматься.

      

    Ну а на самом форуме стало известно, что в Госдуме работают над поправками в законодательстве о космической деятельности. 

    “Мы сейчас нарабатываем инициативы, которые бы помогли частному капиталу прийти в космонавтику. Для этого нам необходимо будет поправить закон о космической деятельности, внести ряд поправок в другие законодательные акты, в частности, сейчас заканчиваем работу подготовки поправок для того, чтобы можно было спокойно заниматься реализацией космических снимков дистанционного зондирования Земли", — рассказал депутат Госдумы Денис Кравченко. 

    Зачем бизнесу космос

    По словам основателя инвестиционного фонда Bard Worldwide Вадима Махова, инвестировать в космонавтику можно уже сегодня, но туда, где рынок открыт. Огромный потенциал, который создала наша страна, востребован на мировом рынке. Правда, непонятно, где этот рынок. То есть понятно, что львиная доля — это государство. А для бизнеса интересен более-менее свободный рынок, чтобы можно было туда что-то поставлять. 

    В свою очередь, госкорпорации не против взаимодействия с частным сектором.

    “Мы, как госкорпорация, конечно же не являемся чистым бизнес-игроком. Нам интересны от частного сектора не только инвестиции, но и опыт, возможность решения тех задач, которые в государственном секторе иногда решаются хуже, — отметил директор информационно-исследовательского центра ОРКК Дмитрий Пайсон. —  Вообще есть три вида взаимодействия с частным сектором, которые мы планируем поддерживать. Это ГЧП (государственно-частное партнёрство), привлечение внебюджетного финансирования и то, что касается инвестиционного развития”. 

    Безусловно, многим игрокам сложно идти в сторону частного космоса, что признают и сами представители бизнес-сообщества.  Но уже сейчас они понимают, насколько перспективно вкладываться в возможность развития дальнего космоса. 

    “В прошлом году вместе с партнёрами мы начали первые инвестиции в космос, проинвестировали порядка 12 миллионов евро. На этот год инвестиционный план составляет порядка 40 миллионов евро, — поделилась планами своей компании руководитель ГК “Галактика” Алия Прокофьева. — Ключевые направления, которые мы ведем - это спутникостроение, ракетостроение и создание новых материалов для космоса. У нас сейчас создаются производственные мощности в России и Швейцарии для развития тематики по спутникостроению. И те возможности, которые я вижу во взаимодействии с Роскосмосом, — это заделы технологические и возможность коммерциализации технологий, которые накоплены с момента основания космической отрасли в России”. 

    Планы по освоению космоса есть и у других компаний. Например, частная российская компания “Спутникс” намерена научиться собирать на МКС спутники с помощью 3D-принтера. Ещё одна компания — Dauria Aerospace — уже в этом году запустит на орбиту два спутника, которые были созданы по госконтракту. 

      

    Лучшие умы так и утекают на запад 

    Пока даже экспертам сложно сказать, какой будет космонавтика через пять-десять лет. Есть, конечно, западный опыт, где развитие частных компаний ушло далеко вперёд. И можно было бы его скопировать. Но, как считает вице-президент фонда “Сколково” Алексей Беляков, чистое копирование — не лучший вариант. 

    “Российские компании должны учесть ошибки, которые были сделаны американскими. Может, не надо инвестировать сверхденьги в создание инфраструктуры. Может, стоит инвестировать в технологии, которые стоят ближе к покупателю. Надеюсь, что через пять лет у нас не будет разорившихся стартапов,” — высказал пожелание Алексей Беляков. 

    На пути к совместному существованию государственной и частной космонавтики важно понимать, где искать ресурсы такого симбиоза. А главный потенциал — это не заводы и не рынок, а “мозги”, уверен главный аналитик НП ГЛОНАСС Андрей Ионин. Вопрос в том, готовы ли госкорпорации поддержать российский космос через образование, через поддержку доступа к лучшим умам отрасли, чтобы компании могли совершить рывок? И что сделать, чтобы эти умы не утекали из страны?  

    “Количество наших “мозгов”, которые находятся и работают за рубежом по разным причинам, действительно огромно. В каком ключе оказывать поддержку? Надо что-то сделать, чтобы это всё не утекло на запад, надо четко сформулировать эти правила. А на мой взгляд, с этими правилами пока не все хорошо, — высказался директор по коммуникациям ГК “Роскосмос” Игорь Буренков. — Что касается технологий, думаю, большинство знают, что в 90-е годы очень многие наши технологии оказались за границей. И предпринимались попытки создать там производство наших двигателей. Но не получалось. Там цена двигателя, произведённого по нашей технологии, на порядок больше, чем у нас. И американцам не выгодно эти двигатели делать там. Сейчас работают несколько совместных предприятий с нашими зарубежными партнёрами, которые занимаются обменом технологий. Я не вижу здесь конфликта. Но, конечно, надо в этом направлении больше работать”. 

    Авиация и космос: параллельно или рука об руку

    Последние годы прослеживается тренд взаимодействия авиации и космоса: мировые корпорации представлены сразу на двух рынках: космическом и авиационном. Взять к примеру Boeing. Одно из направлений компании — создание пилотируемых космических аппаратов. Как рассказал директор космических программ Boeing в России Валерий Аксаментов, компания является одним из разработчиков корабля для коммерческого экипажа, инициатором создания которого выступило NASA. Этот корабль предназначен для доставки экипажа на МКС. Первый полёт планируется в конце 2018 года. 

    Кроме этого, Boeing подготовил программу полётов на Марс. Начать её собираются с освоения лунного и окололунного пространств, а в 2030-х собираются приступить непосредственно к полётам на Марс. 

    Для того чтобы говорить об объединении космической и авиационной промышленности, надо задаться вопросом, зачем это вообще нужно и какой это даст экономический эффект, убеждён глава Airbus Defence and Space Russia Владимир Терехов. 

    “Могу рассказать, как это объединение произошло у нас. В середине 90-х стало очевидно, что разрозненные предприятия, находящиеся в Испании, Англии, Франции, Германии, которые занимались космосом, просто не выживут в ближайшие десять лет в конкурентной среде, созданной американскими коллегами. И отсюда вышла суперзадача — нужно было просчитать, как спасти технологические заделы, рабочие места в Европе, но и не нести при этом большие убытки, — объяснил Владимир Терехов. — Эта задача привела к консолидации промышленности стран путём длительных процессов слияний и поглощений и появления концерна EADS — предтечи Airbus. При этом было достаточно легко консолидировать авиационную промышленность. А с космосом возникли проблемы. В результате объединения космический сектор нёс большие убытки. Они доходили до нескольких сотен миллионов. Такая ситуация была неприемлема, и началась реструктуризация космического отделения. И все долги покрывались прибыльностью авиационного подразделения. За два года провели реструктуризацию, и на третий год космическое подразделение стало приносить прибыль. То есть в объединении авиационной и космической промышленности должна быть коммерческая логика”.     

    Источник: