Организаторы Площадки Медиа

Каменный бизнес переживает настоящий бум

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Каменный бизнес переживает настоящий бум
13 марта 2017 года

    Добро пожаловать в Каменный век!

    Среди многочисленных достижений XX век представил миру огромное разнообразие строительных и отделочных материалов. Зайдите на любой строительный рынок – глаза разбегутся. Но вся мощная современная индустрия, производящая керамику, бетон, стекло, металл, пластмассу, похоже, не в силах соперничать со «старым добрым» природным камнем – гранитом, мрамором, известняком и т.д. Как утверждают эксперты, в России, несмотря на кризис, «каменный» рынок переживает настоящий бум. И это на века. Без преувеличения. Подробное представление о событиях в отрасли можно получить 14-16 марта на VIII Международной специализированной выставке «УралЭкспоКамень-2017: добыча, переработка, применение природного камня» в Екатеринбурге, организованной Ассоциацией предприятий каменной отрасли России «Центр камня» при участии Уральского государственного горного университета.

    История в камне от Петра I до наших дней

    Долговечность, прочность, красота и уникальность (каждый срез или скол имеет свой особый узор) – по этим четырем параметрам природный камень находится и, видимо, всегда будет, вне конкуренции. Живые свидетельства тому – сохранившиеся до наших дней крепости Закавказья, мраморные статуи древних мастеров, храмы знаменитого Золотого кольца России. В последние годы к перечисленным преимуществам камня добавилось еще одно – как ни странно, это экономическая выгода. По подсчетам, при современном уровне технологий, 1 кубометр стенового камня по себестоимости обходится примерно в 2-5 раз дешевле, чем такое же количество кирпича. Удельные капитальные затраты при добыче природного стенового камня в 3-3,5 раз ниже чем при производстве искусственных каменных блоков.

    Началом расцвета русской камнедобычи и обработки историки называют петровскую эпоху, а конкретно – рождение новой столицы – Санкт-Петербурга. Несмотря на тяготение к Европе, в каменном деле Петр I проявил себя как консерватор-протекционист – издал специальный указ, запрещающий ввоз декоративных камней из-за границы. В итоге знаменитые крепости, дворцы, соборы и административные здания Северной столицы возводились из карельского камня, в первую очередь, мрамора. Для «особых случаев» огромные блоки добывали и везли цельными – таковы, например, колонны Исаакиевского собора высотой 17 м и весом 115,6 тонн каждая. 

    Фото: Егор Журавлев/flickr.com

    Новый взлет отечественной «каменной» отрасли приходится на 30-е годы ХХ века в связи с прокладкой Московского метрополитена. По подсчетам, гранитом, мрамором и другими породами в общей сложности облицовано около 1 млн квадратных метров столичных станций. Еще один мощный толчок к развитию – восстановление разрушенных и строительство новых городов в послевоенный период. Тогда же отрасль автоматизируется – появляются многочисленные станки и машины, облегчающие тяжелый труд камнетесов. 

    Родина мрамора

    Как свидетельствует статистика, даже в условиях резкого спада в строительной отрасли, связанного с кризисом, рынок природного камня в России демонстрирует рост (в 2014 году он составил около 50%, в 2015-м – 10%, в 2016-м – более 20%). Главными заказчиками выступают крупные города, в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург. Главные же центры добычи и переработки камня – Южный и Средний Урал, Карелия, Подмосковье и Саяны. Интересно, что по объемам добычи среди других пород в нашей стране лидирует элитный камень – мрамор, который в представлении большинства людей обычно ассоциируется с Италией; на него приходится 85% разрабатываемых отечественных месторождений.


    Остальные 10% — на гранит,


    4% – на серпентинит


    и лишь 1% на прочие породы.


    Мрамор заслуживает особого «реверанса». В переводе с латинского marmor означает «блестящий камень». Греки почитали его как камень богов, прежде всего за скульптурные качества. Как говорят специалисты, мрамор обладает уникальной для камня способностью пропускать свет на глубину и за счет этого как бы окружать себя легким светящимся ореолом, благодаря чему здания и статуи «оживают».