Организаторы Площадки Медиа

Беспилотные автобусы, умные светофоры, спокойные водители, счастливые пассажиры

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Беспилотные автобусы, умные светофоры, спокойные водители, счастливые пассажиры
14 марта 2017 года

    IT-технологии создают свою инфраструктуру на наших дорогах

    В Тюмени 14 марта открывается конференция “IT-технологии на транспорте”. Подобное событие в регионе проводится впервые. Но, как заверили его организаторы, необходимость встречи производителей оборудования, программного обеспечения и владельцев коммерческого транспорта для обсуждения вопросов применения IT-технологий в сфере транспорта, назрела давно.

    Expotrade.ru разбирался, как в России и за рубежом обстоят дела с IT-технологиями на транспорте и зачем это вообще нужно.

    Приключения новых технологий в России

    Последние годы мы всё чаще и чаще слышим про IT-технологии, которые везде: в медицине, образовании, сельском хозяйстве. Транспорт не исключение. При помощи информационных технологий эксперты рассчитывают решить ряд проблем общественного транспорта, пробок, безопасности движения и т.д.

    Так, Новосибирск одним из первых запустил систему спутниковой навигации в общественном транспорте. Благодаря ей человек с помощью мобильника (или планшета) и Интернета может следить за передвижением автобусов на любом маршруте. При этом диспетчеры видят карту города и данные обо всех автобусах, скорость передвижения, информацию о заторах, ДТП или неблагоприятных погодных условиях.

    По словам главы Минтранса Максима Соколова, сейчас в России ставка делается на развитие интеллектуальных транспортных систем, что положительно скажется на автоматизации и дистанционном наблюдении за транспортным потоком.

    В Москве в ближайшем будущем как раз займутся развитием интеллектуальной транспортной системы, которая позволит, к примеру, обмениваться водителям данными или получать сигналы от светофоров.

    Максим Ликсутов

    Руководитель департамента транспорта Москвы

    “Интеллектуальные системы смогут управлять движением, видеть каждую машину и помогать безопасно передвигаться. Будет всё более персонализированный подход – водитель будет получать смоделированные для него рекомендации. Например, как вовремя приехать на работу или успеть на учёбу, где "срезать" дорогу или выбрать общественный транспорт, которому будет отдаваться приоритет. Пассажир будет получать информацию по комбинации видов транспорта и оптимальным тарифам. Уже сегодня наша интеллектуальная система может считать, сколько на дорогах Москвы машин, как они перемещаются, оценить частоту поездок, расстояние, корреспонденцию в движении”

    Беспилотник - самый дисциплинированный "водитель"?

    Ещё одно направление, которое считают перспективным для России, — это беспилотный транспорт. По прогнозу главы Минтранса, массовое появление беспилотных авто на дорогах Москвы и Подмосковья возможно через 20 лет. И вообще у внедрения беспилотников на дорогах есть юридические проблемы. Например, пока неясно, кто в данном случае станет отвечать за ДТП. Вместе с тем Росавтодор к 2030 году планирует создать транспортную сеть в 10 тысяч километров, по которой запустят движение беспилотных автомобилей. Первая такая трасса должна появиться в Татарстане до 2019 года. При этом, как отметили в ведомстве, создание инфраструктуры для беспилотных авто не потребует огромных инвестиций.

    Кстати, в Париже уже в этом году начали курсировать беспилотные маршрутки. Под них выделили отдельную полосу, чтобы не мешать основному движению. Мини-автобус оснащён лазерными дальномерами и камерами по всему корпусу. К концу этого года в Париже собираются запустить автономный сервис по использованию беспилотных машин. Удобный вариант на случай забастовок, к которым традиционно неравнодушны французы.

    Фото: AFP

    Такие маршрутки вмещают 12 пассажиров и, по мнению властей, они совершат революцию в городском транспорте.

    Постепенно к российской столице подтягиваются и регионы. Вот, например, в автобусах Белгорода ввели безналичную систему оплаты проезда, в Новосибирске общественный транспорт подключают к системам бесконтактных платежей Samsung Pay и Apple Pay.

    В Тюмени уже не первый год работает система автоматического контроля над городским транспортом, которая в 2016 году была признана лучшей в России. Благодаря этой системе даже запустили специальное приложение “Тюмень транспорт”. Это приложение позволяет в режиме реального времени спланировать свой путь и точно определить, во сколько нужно прийти на остановку, чтобы подоспеть к своему автобусу.

    А в Кирове “умные” остановки стали ещё умней. Там остановочные пункты оснастили онлайн-табло и модемом. И на это табло поступает информация о времени прибытия транспорта. Данные о передвижении автобусов и троллейбусов обновляются каждые 15-20 секунд.

    Спасательная кнопка

    С 1 января 2017 года для автолюбителей в силу вступило нововведение — все новые автомобили, которые продаются в России, должны быть оборудованы системой автоматического вызова экстренных служб “ЭРА-Глонасс”. Если случится авария, эта система сама передаст координаты спасателям и медикам. Правда, водителю нужно дотянуться до тревожной кнопки, которая и передаст все данные. Поэтому кнопка располагается в разных местах автомобиля. Главное, чтобы до неё можно было дотянуться.

    “Безусловной главной целью применения системы "ЭРА-ГЛОНАСС" является снижение уровня смертности в результате ДТП: только в РФ данная мера будет способствовать спасению 4 тысяч человеческих жизней в год. C 01 января 2016 года по настоящее время в систему "ЭРА-ГЛОНАСС" поступило уже более 108 тысяч вызовов,” — заявляли в январе в Минпромторге РФ.

    К слову, в Европе есть аналог системы “ЭРА-Глонасс” — eCall. Система также срабатывает при аварии и в автоматическом или ручном режиме отправляет в центр экстренной службы информацию о дате и времени, географические координаты. данные об автомобиле. Более того, в Германии приборы eCall с 2005 года стали устанавливать в автопоездах. Аналогичные системы уже давно работают в США, Японии, Бразилии. Причём, в последней систему мониторинга транспорта изначально вводили как противоугонную.

    Планировщик поездок, “умные” светофоры и помощники в парковке

    За рубежом значительно раньше, чем в России, стали внедрять информационные технологии в транспорте. Например, в Японии о создании интеллектуальных транспортных систем задумались в середине 80-х. А в 1995 году в Японии запустили систему автомобильной информации и связи (VICS). На её базе делают навигаторы для машин, и с её помощью получают данные о загруженности дорог и вариантах путей для объезда.

    https://international.fhwa.dot.gov/
    http://www.straitstimes.com

    В Сингапуре повсеместно установлены детекторы транспорта и видеокамеры, информация с которых поступает в единый центр. Кроме того, в Сингапуре внедрён так называемый планировщик поездок. Базируется он на такси (у всех есть GPS-датчики), так вычисляется средняя скорость движения по трассам. В Москве нечто похожее тоже функционирует.

    В Гонконге существует единая система управления светофорами. Работает она следующим образом. Под асфальтом расположены сенсорные провода светофоров. И эти провода реагируют на число машин, находящихся на дороге. Там, где большое число машин, зелёный свет горит дольше.

    http://www.itsinternational.com

    А в австралийском Брисбене действует система помощи при парковке, работающая на основе Wi-Fi. Там установлены мониторы, на которых высвечивается информация о свободных местах, а также адреса десяти ближайших парковок.