В Тюмени 14 марта открывается конференция “IT-технологии на транспорте”. Подобное событие в регионе проводится впервые. Но, как заверили его организаторы, необходимость встречи производителей оборудования, программного обеспечения и владельцев коммерческого транспорта для обсуждения вопросов применения IT-технологий в сфере транспорта, назрела давно.
Expotrade.ru разбирался, как в России и за рубежом обстоят дела с IT-технологиями на транспорте и зачем это вообще нужно.
Последние годы мы всё чаще и чаще слышим про IT-технологии, которые везде: в медицине, образовании, сельском хозяйстве. Транспорт не исключение. При помощи информационных технологий эксперты рассчитывают решить ряд проблем общественного транспорта, пробок, безопасности движения и т.д.
Так, Новосибирск одним из первых запустил систему спутниковой навигации в общественном транспорте. Благодаря ей человек с помощью мобильника (или планшета) и Интернета может следить за передвижением автобусов на любом маршруте. При этом диспетчеры видят карту города и данные обо всех автобусах, скорость передвижения, информацию о заторах, ДТП или неблагоприятных погодных условиях.
По словам главы Минтранса Максима Соколова, сейчас в России ставка делается на развитие интеллектуальных транспортных систем, что положительно скажется на автоматизации и дистанционном наблюдении за транспортным потоком.
В Москве в ближайшем будущем как раз займутся развитием интеллектуальной транспортной системы, которая позволит, к примеру, обмениваться водителям данными или получать сигналы от светофоров.
Ещё одно направление, которое считают перспективным для России, — это беспилотный транспорт. По прогнозу главы Минтранса, массовое появление беспилотных авто на дорогах Москвы и Подмосковья возможно через 20 лет. И вообще у внедрения беспилотников на дорогах есть юридические проблемы. Например, пока неясно, кто в данном случае станет отвечать за ДТП. Вместе с тем Росавтодор к 2030 году планирует создать транспортную сеть в 10 тысяч километров, по которой запустят движение беспилотных автомобилей. Первая такая трасса должна появиться в Татарстане до 2019 года. При этом, как отметили в ведомстве, создание инфраструктуры для беспилотных авто не потребует огромных инвестиций.
Кстати, в Париже уже в этом году начали курсировать беспилотные маршрутки. Под них выделили отдельную полосу, чтобы не мешать основному движению. Мини-автобус оснащён лазерными дальномерами и камерами по всему корпусу. К концу этого года в Париже собираются запустить автономный сервис по использованию беспилотных машин. Удобный вариант на случай забастовок, к которым традиционно неравнодушны французы.
Такие маршрутки вмещают 12 пассажиров и, по мнению властей, они совершат революцию в городском транспорте.
Постепенно к российской столице подтягиваются и регионы. Вот, например, в автобусах Белгорода ввели безналичную систему оплаты проезда, в Новосибирске общественный транспорт подключают к системам бесконтактных платежей Samsung Pay и Apple Pay.
В Тюмени уже не первый год работает система автоматического контроля над городским транспортом, которая в 2016 году была признана лучшей в России. Благодаря этой системе даже запустили специальное приложение “Тюмень транспорт”. Это приложение позволяет в режиме реального времени спланировать свой путь и точно определить, во сколько нужно прийти на остановку, чтобы подоспеть к своему автобусу.
А в Кирове “умные” остановки стали ещё умней. Там остановочные пункты оснастили онлайн-табло и модемом. И на это табло поступает информация о времени прибытия транспорта. Данные о передвижении автобусов и троллейбусов обновляются каждые 15-20 секунд.
С 1 января 2017 года для автолюбителей в силу вступило нововведение — все новые автомобили, которые продаются в России, должны быть оборудованы системой автоматического вызова экстренных служб “ЭРА-Глонасс”. Если случится авария, эта система сама передаст координаты спасателям и медикам. Правда, водителю нужно дотянуться до тревожной кнопки, которая и передаст все данные. Поэтому кнопка располагается в разных местах автомобиля. Главное, чтобы до неё можно было дотянуться.
“Безусловной главной целью применения системы "ЭРА-ГЛОНАСС" является снижение уровня смертности в результате ДТП: только в РФ данная мера будет способствовать спасению 4 тысяч человеческих жизней в год. C 01 января 2016 года по настоящее время в систему "ЭРА-ГЛОНАСС" поступило уже более 108 тысяч вызовов,” — заявляли в январе в Минпромторге РФ.
К слову, в Европе есть аналог системы “ЭРА-Глонасс” — eCall. Система также срабатывает при аварии и в автоматическом или ручном режиме отправляет в центр экстренной службы информацию о дате и времени, географические координаты. данные об автомобиле. Более того, в Германии приборы eCall с 2005 года стали устанавливать в автопоездах. Аналогичные системы уже давно работают в США, Японии, Бразилии. Причём, в последней систему мониторинга транспорта изначально вводили как противоугонную.
За рубежом значительно раньше, чем в России, стали внедрять информационные технологии в транспорте. Например, в Японии о создании интеллектуальных транспортных систем задумались в середине 80-х. А в 1995 году в Японии запустили систему автомобильной информации и связи (VICS). На её базе делают навигаторы для машин, и с её помощью получают данные о загруженности дорог и вариантах путей для объезда.
В Сингапуре повсеместно установлены детекторы транспорта и видеокамеры, информация с которых поступает в единый центр. Кроме того, в Сингапуре внедрён так называемый планировщик поездок. Базируется он на такси (у всех есть GPS-датчики), так вычисляется средняя скорость движения по трассам. В Москве нечто похожее тоже функционирует.
В Гонконге существует единая система управления светофорами. Работает она следующим образом. Под асфальтом расположены сенсорные провода светофоров. И эти провода реагируют на число машин, находящихся на дороге. Там, где большое число машин, зелёный свет горит дольше.
А в австралийском Брисбене действует система помощи при парковке, работающая на основе Wi-Fi. Там установлены мониторы, на которых высвечивается информация о свободных местах, а также адреса десяти ближайших парковок.