Организаторы Площадки Медиа

Еда как фетиш, досуг и бизнес

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Еда как фетиш, досуг и бизнес
18 марта 2017 года

    Как и зачем в России проводятся фестивали еды

    Последние годы в России настоящий бум на еду. Причём не просто на еду, а на её эстетику, авторские необычные блюда и, конечно же, целые фестивали, посвящённые любви к еде. Например, в Ярославле как раз в эти дни проходит “Фестиваль еды”, на который съехались участники из Ярославской области, Костромы, Кирова, Екатеринбурга и других не самых приближенных городов страны.

    Expotrade.ru разбирался, как в России еда превратилась в фетиш и зачем устраивать целые фестивали в её честь.

    Mоду на еду задала Европа

    В Швеции одним из крупнейших ежегодных событий является фестиваль “Вкус Стокгольма”, который проводится с начала 1990-х в первую неделю июня и который каждый год посещают примерно полмиллиона человек (все население Стокгольма - около миллиона человек). И последний день фестиваля традиционно совпадает с Национальным днем Швеции. Во “Вкусе Стокгольма” принимают участие лучшие повара и рестораны. На фестивале проходят кулинарные конкурсы, концерты, местные художники выставляют свои работы - фестиваль есть фестиваль

    На “Вкусе Стокгольма”, фото: https://www.facebook.com/smakapastockholm/
    Фото: http://oede.by

    В Хельсинки в начале октября проводится, наверное, один из старейших фестивалей еды — Фестиваль балтийской сельди. Впервые ярмарка сельди здесь была проведена в 1743 году. Сейчас на фестивале можно не только попробовать и купить самую разную селёдочку (слабосолёную, жареную, маринованную в вине, с острым или сладким соусом), но и приобрести продукцию местных ремесленников — например, традиционные финские свитера.

    А в Чикаго в июле каждый год (с 1980 года) проводится крупнейший фестиваль еды на Среднем Западе — Taste of Chicago. Традиционно он проходит в Грант-Парке под открытым небом. Территорию парка заставляют палатками, где повара готовят самые разные блюда: чикагские хот-доги, чизкейки, барбекю, карри, блюда американской кухни, итальянской, французской, африканской и т.д. Шеф-повара не просто демонстрируют свои кулинарные шедевры и угощают ими посетителей, но и рассказывают, как всё это готовится и подаётся. Taste of Chicago — это не просто еда, это целый праздник с хорошей музыкой, танцами, аттракционами и прочими развлечениями.

    “Кушать в тишине скучно”

    В России одним из самых популярных и известных фестивалей еды можно назвать фестиваль “О, да! Еда!”, родиной которого является Петербург. Уже в течение нескольких лет фестиваль покоряет не только обе столицы, но и Нижний Новгород, Екатеринбург. А в этом году он впервые пройдёт в Самаре, Казани, Воронеже, Великом Новгороде, Ростове-на-Дону и в других городах - словом, растет как на дрожжах. Фестиваль проводится по трём схемам. Первая — это когда команда фестиваля всё делает сама. Второй — когда есть главный партнёр, который заинтересован в том, чтобы фестиваль прошёл в регионе. Так, например, “О, да! Еда!” был организован в Абрау-Дюрсо. И третий вариант — продажа франшизы независимым организаторам.

    Конечно же, главное внимание организаторы фестиваля уделяют фуд-корту. Особенность её в том, что здесь представлены не только лучшие рестораторы, но и стартапы, гастрономические проекты, о которых, вероятно, многие посетители даже не знали. Меню каждый год поражает разнообразием: можно полакомиться арбузом на гриле или цветными бутербродами. А в Петербурге в прошлом году на фестивале была даже представлена отдельная площадка “О, да! ЭкоЕда!” с акцентом на здоровый образ жизни. Помимо лавок с продуктами правильного питания здесь были лекции о спасении еды, утилизации и переедании.

    Фестиваль “О, да! Еда!” в Петербурге, фото: http://spb.odaeda.me

    К гастрономической составляющей фестиваля организаторы добавляют мастер-классы от шеф-поваров, музыкальную программу, йогу, какие-то другие активности. Но при этом, как рассказывал в одном из интервью продюсер фестиваля Артём Балаев, они не пытаются подстроиться под любой летний фестиваль и оставляют основную идею за едой.

    Кроме “О, да! Еда!” в российских регионах проводятся десятки других фестивалей еды. Среди них — самарский “Food Fest”, казанский “Open Food Market”, калининградский Street Food Weekend и масса других. Есть даже узконаправленные фестивали еды, например “Сладкий ноябрь” в Оренбурге. Из названия понятно, что на фестивале были представлены различные сладости.

    “Наш фестиваль был не масштабный, поскольку это первый опыт организации такого события. Было привлечено более 20 кондитерских, в том числе домашних и уже известных в городе, — рассказала инициатор фестиваля Екатерина Криворучко. — Фестиваль не тяжело проводить, единственное, не всегда совпадают ожидания с реальностью. После первого уикенда некоторые кондитеры-любители сами стали выходить на меня и заявляться на участие. Им предоставлялось место, электричество. Участие было бесплатным, но они могли продавать свою продукцию на фестивале. За такую возможность мы просили проводить различные мастер-классы. В этом и была польза для них”.

    Как считают организаторы многих фестивалей, одной еды для такого события недостаточно.

    “Гости любого фестиваля еды хотят, конечно же, вкусно и много поесть на свежем воздухе, а участники-рестораторы — продать всё до последней крошки. Зачастую фестивали длятся примерно пять часов. Нельзя же все пять часов есть? Поэтому событие должно быть наполнено хорошей музыкой и развлечениями. Участники же хотят уехать не только с пустым холодильником, но и с чувством лёгкого превосходства над другими ресторанчиками. Тут в ход идут конкурсы за звание лучшего. Но всё-таки формат фестиваля еды подразумевает под собой большую гастрономическую ярмарку, где покупатель болтает с поваром, где можно увидеть процесс приготовления блюда. Поэтому для рестораторов участие в таких событиях — это возможность увидеть самую живую и искреннюю реакцию на свою работу и кухню,” — рассказала Expotrade.ru PR-менеджер красноярского фестиваля “Рестодэй” Ольга Нехайчик.

    Как отметила Нехайчик, в тишине кушать скучно, и на фестиваль надо обязательно искать музыкального хедлайнера, а ещё — устраивать гастрономические конкурсы и баттлы.

    По мнению представителей фестиваля  “Вкусная еда”, который проводится в Новокузнецке, на успешном гастрособытии должно быть действительно много еды, а ещё — развлечений для детей.

    “Фестиваль еды должен быть «вкусным», там реально должны быть представлены масса блюд, которые тут же готовятся, на все вкусы: обязательно фермерское, вегетарианское, еды должно быть много, — объяснила концепцию “Вкусной еды” один из его организаторов Ирина Соловьёва. — Еще – много развлечений для детей, мы приглашаем на фестиваль еды как на семейный фестиваль. И детским площадкам там отводится много места. Многие площадки мы формируем исходя из интересов молодежи, фишек в досуге, еде на данный момент, обязательно их вовлекаем в процессы подготовки в качестве волонтёров, определенная тусовка создается на проекте. Кроме этого, мы задаем каждому фестивалю определенную тематику, стиль и строго придерживаемся его, начиная с первой публикации о проекте. Организуем много развлечений, конкурсов на поедания, массовые приготовления блюд, благотворительность, привлекаем известных людей, которые приходят с семьями и рассказывают о любимых блюдах, готовят их, привлекаем поваров, которые делятся рецептами, опытом, отвечают на кулинарные вопросы и тоже рассказывают о своей жизни. У нас очень много музыки, танцев, в разных жанрах и направлениях, каждая минута фестивального дня наполнена интересными событиями”.

    Участие за опыт, дружбу и деньги

    Понятно, что для горожан фестиваль еды становится не только возможностью полакомиться необычными блюдами, запастись новым рецептом, но и отличным вариантом для досуга — приятного и полезного. Но какая польза для поваров, ресторанов и прочих участников фестиваля?

    “Плюсов масса. Во-первых, это возможность презентовать новый продукт. Фестиваль еды - идеальный вариант протестировать на гостях новый суп с проростками или что-то в таком духе, — пояснила  PR-менеджер фестиваля “Рестодэй” Ольга Нехайчик. — Во-вторых, если участник не является действующим заведением, а просто любит готовить, то фестиваль — это шанс почувствовать себя в новой роли, получить дикие эмоции. В-третьих, фестиваль — бюджетный вариант презентации для любого нового заведения. Гости и ресторан встречаются лицом к лицу и знакомятся в полевых условиях. В-четвёртых, здесь можно обрести дружбу. Да, самую настоящую гастрономическую дружбу самых разных заведений, из которой рождаются новые хорошие проекты. И в-пятых, — это опыт. Когда ещё вы научитесь работать слаженно и сдержанно в команде поваров, как не перед глазами огромной очереди к вам за шикарной шаурмой? Никогда, конечно!”

    Но дело не только в опыте, завязывании дружеских отношений и презентации собственного продукта.

    “Участники на месте, готовя и продавая еду, оформляя и продумывая свое место,  хорошо зарабатывают, именно на таком фестивале все реально хотят есть, не уходят и перемещаются от одной точки питания к другой, — высказалась по поводу пользы от фестивалей еды Ирина Соловьёва. — Везде вкусные запахи, удивительные блюда и очень приятная атмосфера. Люди общаются, едят, пьют кофе, мастерят, а участники зарабатывают деньги и пиарят свои заведения, услуги и товары”.

    На фестивале “Рестодэй”, Красноярск. Фото: https://vk.com/restoranday