Организаторы Площадки Медиа

Каким будет образование будущего и когда это будущее наступит?

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Каким будет образование будущего и когда это будущее наступит?
20 марта 2017 года

    Что обсуждали на II Всероссийском практическом форуме «Образование 2017»

    Образование в России недофинансировано. В серьезных вложениях нуждается и школьное, и вузовское. Эту проблему обозначила вице-премьер Ольга Голодец в ходе выступления на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Сейчас перед российскими учебными заведениями стоит непростая задача: внедрить высокие технологии и в конечном итоге сделать обучение доступным для всех. И все это — при минимальных затратах...

    Революция идет

    Образовательная революция напрямую связана с оцифрованием всего и вся, что диктует принципиальные изменения. Растет число образовательных стартапов, появляются новые профессии. И на все эти изменения нужно успевать реагировать:

    Horace Vernet. Barricade rue Soufflot

    «Четвертая революция — это удивительное явление в мире, это самая масштабная промышленная революция в истории. И бизнес очень быстро формирует новые требования к человеку, которые меняют всю структуру образования. Пока мы прописываем профессиональные стандарты, они успевают устареть, теряют актуальность. Новые профессии появляются каждые 3-5 лет, традиционные навыки теряют значимость. И сегодня мы не можем выстраивать образовательную траекторию на годы вперёд.

    Перед нами стоит большой вызов — подготовить реформу выбора. Чтобы образование было мобильным: был выбор, где, когда, в каком темпе я учусь и какие предметы мне необходимы,» — заявил д.п.н., гендиректор компании «Мобильное Электронное Образование» Александр Кондаков.

    Новая роль учителя: он должен не просто транслировать знания, но ориентировать учеников в потоке информации

    Как не потеряться в потоке информации

    С одной стороны, образование становится доступнее. Знания можно получить не только во время урока, но и в любой момент, открыв интернет. С другой стороны, появляется другая проблема: как не утонуть в потоке информации и правильно отфильтровать ее.

    Один из вариантов — создать структурированную систему и внедрить ее в школы, что сейчас и происходит. По словам зампредседателя комиссии по образованию Мосгордумы, директора московской школы Ольги Ярославской, благодаря образовательным IT-системам учителям становится проще строить учебную программу. Готовую программу остается лишь освоить и начать использовать. Неправильной такую практику считает член правления «Лиги образования» Михаил Кушнир. По его словам, единой IT-системы в российских школах быть не может:

    «Большие громоздкие системы — самые неудачные. Это путь позапрошлого века. Они заведомо ставят нас в невыгодное положение. Единственная выгода — освоение средств, потому что под такой проект легче найти деньги. С точки зрения пользы намного лучше строить образовательную среду из совокупности хорошо подобранных технологий, которые можно будет в любой момент модернизировать. Из большой же системы кусок не выкинешь. Она будет лежать каменным грузом и тянуть образование за собой,» — пояснил специалист.

    Против единой платформы для всех учебных заведений выступают и другие эксперты. Главный аргумент — у преподавателей тоже должна быть возможность выбора, с какими инструментами работать.

    Карта образования: новый принцип обучения

    Образование продолжает обесцениваться: только за 2015 год число безработных с дипломами выросло на 20%. Чтобы решить эту проблему, в России запустили оптимизацию вузов: вместо 2300 их стало 1500. Изменения затронули и школы: началось их объединение в образовательные холдинги. Однако эксперты области уверены, что помогут только более кардинальные меры, например, полное перестроение системы:

    «Нужно создать дробные учебные единицы построить, как я ее называю, карту знаний — из этих единиц. Это и будет основой системы образования. Ученик будет заполнять свой профиль и получать компетенции, которые ему необходимы. А работодатель, в свою очередь, будет тоже строить маршрут на карте. Накладывая один профиль на другой, можно будет понять, годится человек для определенной работы или нет и каких навыков ему не хватает. Обучение становится другим: "жесткие" профессии уже умерли и превратились в направления деятельности. Границы размываются, и от одного человека требуется набор разнообразных компетенций,» — пояснил Михаил Кушнир.

    mkhmarketing/flickr.com

    На стыке традиционных профессий появляются новые: например, менеджеру социальных сетей недостаточно знаний общего профиля, которыми владеет обычный менеджер. И если сейчас узким навыкам учат непосредственно на рабочем месте, то задача ближайших лет — начать готовить специалистов уже в школе и с первых курсов институтов и университетов.

    Что должны уметь дети?

    На смену «зубрежке» приходит анализ, в один голос заявляют эксперты. Поэтому сейчас главным навыком, который пытаются привить детям с начальных классов, становится умение решать задачи - проблемы. Как объясняет президент «Глобал Лаб» Татьяна Крупа, школьники должны успешно проходить несколько этапов: изучать проблему, планировать действия, находить и последовательно применять необходимую информацию для решения вопроса. Все эти компетенции нарабатываются в ходе выполнения исследовательских проектов, на что сегодня в школах и делают акцент.

    Еще один необходимый навык — умение работать в команде, так называемый «принцип краудсорсинга»: «Сейчас не ценятся индивидуальные достижения в той мере, как ценится работа в команде. Поэтому важно уметь выполнять действия, опираясь на данные, которые предоставили партнеры», — пояснила Татьяна Крупа.

    В ходе исследований учителя определили основные проблемы, с которыми сталкиваются дети во время проектной работы, вот основные (кстати, нельзя не отметить традиционно негативный подход нашей средней школы, когда формулируется проблема, но не формулируются пути ее решения):

     Неумение четко формулировать тему

     Неумение формировать цели

     Неумение делать правильный выбор средств для анализа

     Неприятие других точек зрения

    Что должны уметь учителя?

    Учителям же, в свою очередь, предстоит осваивать инновационные технологии: от ведения электронного дневника до проведения вебинаров на 150 человек. И этот процесс, по словам представителей сферы образования, идет достаточно туго. Сейчас одной из проблем называют нехватку молодых кадров. Средний возраст педагогов — 40-50 лет, и они достаточно болезненно реагируют на изменения:

    «Опытные педагоги со своим видением ситуации практически уничтожают молодежь: начинающие учителя не хотят идти работать, ведь им сложно будет выжить в таком коллективе. На помощь приходит схема, когда новые технологии начинают передаваться непосредственно через учителя. И молодой специалист становится в каких-то сферах более значительным и компетентным, чем более опытный коллега. Это очень важно с точки зрения переформатирования педагогической философии,» — пояснила Ольга Ярославская.