Организаторы Площадки Медиа

Эра новых образовательных технологий: учебный класс перевернулся...

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Эра новых образовательных технологий: учебный класс перевернулся...
21 марта 2017 года

    Когда Россия преодолеет 15-летнее отставание в сфере образования

    Директор компании ATBE, руководитель Комиссии по инновационно-технологическому развитию Управляющего совета Гимназии 1797, эксперт в области электронного обучения, к.э.н. Антон Ильинский рассказал об особенностях внедрения электронного обучения в России.

    Антон Сергеевич, какие инновационные проекты сегодня особенно востребованы в сфере образования?

    Сегодня наибольшей популярностью пользуются системы дистанционного обучения. Особенно следует отметить обучение иностранным языкам. Уже существуют такие системы, которые можно интегрировать в любое учебное заведение. Благодаря возможностям онлайн-обучения преподаватель будет видеть каждого учащегося, как «под микроскопом»: когда он заходил в систему, делал или нет домашнее задание, с каким результатом. Очные встречи понадобятся для самого важного – отработки коммуникативного навыка (ради которого и изучаются иностранные языки).

    Еще одно интересное направление — 3D-прототипирование, которое можно использовать на любом занятии: на истории моделировать события, на биологии печатать модели клеток, на физике изготавливать необходимое оборудование для экспериментов. Такие уроки, помимо отработки навыков командной работы, позволяют развернуть мышление ученика из теоретической области в практическую. Ведь чтобы создать реальный объект, нужно сначала подготовить его модель в 3D. Ученик может представлять себе все что угодно, но когда он начинает заниматься 3D-прототипированием, он понимает, какие возникают трудности при претворении идеи в реальный объект. Таким образом, мы растим из детей не только теоретиков, но и создателей, а этого сейчас сильно не хватает на предприятиях. Именно за это образование ругают: выпускники выходят теоретиками, и чтобы превратить их в практиков, работодателю нужно потратить еще какое-то время на обучение. Что важно, использовать 3D-принтеры можно и в школах с не очень хорошим финансированием. Потому что качественные расходные материалы уже производят в России и стоят они гораздо дешевле зарубежных аналогов.

    Есть еще перспективные направления. Например, система онлайн-тестирования, в которой все действия учащегося контролируются. Программа блокирует компьютер, когда школьник или студент делает тест. И плюс к этому ведется запись через веб-камеру с микрофоном, которая следит за любыми движениями: повернулся, ушел, появился в кадре другой человек или послышались посторонние звуки — она все фиксирует и ставит метки, обмануть систему становится крайне сложно.

    Еще одним перспективным направлением являются системы сбора обратной связи от учеников, их родителей и иных участников учебного процесса. Проблема в том, что зачастую не удается получить объективную оценку действий преподавателя или другого сотрудника образовательного учреждения, и руководителю приходится принимать важные решения (например, об увольнении или переводе сотрудника), основываясь на своей интуиции или слухах. А подобная программа позволит руководствоваться не слухами, а фактами. Ведущие вузы давно используют подобные технологии, которые позволяют выявить компетенции сотрудников, собрать мнение коллег, учеников и родителей.  

    "На разработку базового курса онлайн обучения иностранным языкам (до уровня B2) серьезные компании в Европе тратят порядка 1,5 млн. евро"

    Сейчас много говорят про электронное обучение. Однако не у всех детей, особенно в отдаленных селах, есть возможность выйти в интернет и посмотреть задание. На ваш взгляд, информатизация сейчас делает образование доступнее или только усиливает цифровой разрыв?

    Образовательный процесс нельзя просто так перевести из аудиторий в онлайн за пару дней. Конечно, проблему доступа в интернет нужно решать в первую очередь. Но, на мой взгляд, тут есть намного более значимая проблема: нежелание детей учиться самостоятельно. Одно дело, когда приходишь в школу, где за тобой присматривают. Хочешь не хочешь — все равно учишься, иначе будут какие-то неприятные последствия. А в интернет-среде нужна серьезная система мониторинга, чтобы четко отслеживать, когда ученик входил в систему и что там делал. Нужен соответствующий контент – не тексты учебников, а интерактивные занятия, медиаматериалы, четко выверенная траектория обучения (ведь рядом не будет учителя, который может оперативно что-то объяснить, нивелируя недостатки учебника). Все это требует времени, усилий и серьезных вложений.

    Нужно изменять также и технологию обучения. В США и Европе, например, уже давно переходят на перевернутые учебные классы (когда учащийся и преподаватель меняются ролями). Например, ученик самостоятельно находит по заданию преподавателя необходимую информацию и докладывает о ней на занятии. А роль преподавателя заключается в том, чтоб помочь ему не запутаться, выступая в роли этакого навигатора в океане информации. Для российских образовательных учреждений такой подход пока только предмет редких экспериментов.  

    Многие системы обучения и принципы мы перенимаем из европейского опыта, но могут ли они работать так же эффективно у нас без адаптации под российские реалии?

    Перенимать зарубежные технологии без какой-то специальной адаптации можно. Вопрос, какие и как их внедрять? Испортить легко любое хорошее начинание. И часто преподаватели устраивают своеобразный бойкот против нововведений и сами начинают использовать технологии не так, как это необходимо делать, или вообще их не используют. Местами это переходит в настоящий саботаж. К тому же, не секрет, что опыт и технологии электронного обучения в США на 10 лет опережают европейские и на 15 лет — российские. И если мы берем американские технологии и внедряем здесь, то вполне понятно, почему они не идут. Между нами — пропасть, мы ни ментально, ни технологически не готовы к их массовому применению.

    Например, тот же ЕГЭ. Цель единого госэкзамена очень неплоха: сделать высшее образование более доступным, чтобы даже ребенок из глухой деревни имел большие шансы поступить в лучшие вузы страны. Но что мы в итоге получили: технология ЕГЭ к массовому внедрению была плохо подготовлена. И хотя большинство технологических трудностей были так или иначе преодолены, мы получили ситуацию, когда школа не учит детей предметам, а натаскивает на сдачу ЕГЭ! 

    "Одна из причин резкого падения уровня подготовки школьников состоит в том, что ЕГЭ из-за применяемой технологии тестирования проверяет не понимание предмета, а качество зубрежки"

    Или Болонский процесс. Отлично: интеграция с европейскими вузами. Но разве эта идея реализуется? Действительно ли наши студенты стали мобильны на уровне Европы или даже внутри России?

    Вы говорили о нежелании преподавателей принимать что-то новое. Как работать учителям «старой закалки», если мы планируем перевести процесс в электронный формат?

    В этой области есть уже многократно отработанное эффективное решение – создание на базе учебных заведений (вузов, школ, колледжей) центров повышения квалификации. Ведь у многих учителей или преподавателей есть желание осваивать новые технологии, но нет возможности. На деле в школу привозят новое оборудование и не объясняют, что с ним делать. Иногда даже инструкции по эксплуатации не выдают! Для создания такого учебного центра зачастую хватит одного ответственного работника, который организует его работу. Очень хочется, чтобы такие учебные центры работали постоянно, ведь новые программы и гаджеты появляются очень часто.

    Какие задачи по улучшению уровня образования нужно решить в первую очередь, а какие можно пока отложить?

    Внедрять инновационные технологии повсеместно очень сложно. Все должно быть последовательно. Пока пилотный проект идет в одной школе — нужно готовить инфраструктуру в другой, проводить интернет (хотя бы 5 Мбит на школу, чтобы можно было тот же вебинар провести), приобретать и устанавливать оборудование. Еще один вариант — установка локального сервера без выхода в интернет. Туда можно периодически загружать учебную информацию и обеспечивать доступ к ней местных учебных заведений и учеников. Это не так дорого, но достаточно эффективно. Главное - не делать все в спешке. У нас свыше 50 тысяч школ и 1 000 вузов, невозможно единовременно повысить уровень образования во всех заведениях, это необходимо делать последовательно, грамотно обдумывая каждый шаг.