Организаторы Площадки Медиа

Арктический "магнит" притягивает сильнее: нефть, Севморпуть, уникальная экология

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Арктический "магнит" притягивает сильнее: нефть, Севморпуть, уникальная экология
29 марта 2017 года

    В Архангельске открылся Международный Арктический форум

    Вряд ли еще лет 50 назад, «несерьезный» по историческим меркам срок, кто-нибудь мог предположить, что в начале XXI века ареной столкновения основных экономических и политических интересов ведущих мировых держав станет безлюдная, заснеженная Арктика – однако это так. Основных причин три – полезные ископаемые вкупе с биоресурсами, Северный морской путь, уникальная экология. До последнего десятилетия вечные льды в буквальном смысле, сковывали все возможные инициативы по освоению сурового региона, однако в связи с их довольно-таки интенсивным таянием в последнее время отношение к Арктике кардинально изменилось.

    Деньги зовут на Север

    В соответствии с международным законодательством Северный полюс носит статус «свободной» территории, т. е. не принадлежит ни одному государству. Право на исключительную экономическую зону (ограниченную 320 километрами) имеют только государства с арктическими побережьями.

    Для решения дальнейшей судьбы этих территорий в 1996 г. был создан Арктический совет с разветвленной структурой. Его членами являются восемь приарктических государств – Россия, Канада, США, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия и Исландия, постоянными участниками – шесть организаций коренных народов Арктики, наблюдателями – страны, формально к региону отношения не имеющих, зато имеющих, как это теперь модно говорить, геополитические амбиции: Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Польша, Нидерланды, Сингапур, Франция, Южная Корея и Япония.

    Нашей стране принадлежит более 6 млн кв. км. арктической территории, включая морские пространства

    В мире сегодня дефицит крупных инфраструктурных проектов: деньги есть, а где им «работать», непонятно...

    «Азиатов» толкает в Арктику постоянная потребность в энергоресурсах для обеспечения экономического роста, остальных – в большей степени боязнь «выйти из большой игры» и необходимость найти применение своим солидным национальным капиталам: как известно, в мире сегодня наблюдается дефицит крупных инфраструктурных проектов: деньги есть, а где им «работать», непонятно. Активнее всего в арктических (как, впрочем, и во всех остальных в последнее время) вопросах проявляет себя Китай.

    Притяжение шельфа

    Главный фокус интересов – полезные ископаемые. По данным геологических исследований США, бесстрастные белые просторы и ледовые вершины Арктики таят в своих недрах до 22% нераскрытых газовых и 13% нефтяных мировых запасов, а также золота, алмазов, никеля, угля и платины на сумму несколько миллиардов долларов. До поры до времени на это богатство можно было, как говорится, только облизываться, пока ученые не принесли радостную весть: площадь ледяного покрова в Арктике уменьшается рекордными темпами – в два раза за пять последних лет. Высказываются осторожные предположения, что в ближайшие десятилетия арктический регион будет полностью освобождаться ото льда в летний период. А значит, появится возможность наладить морское судоходство, что, в свою очередь, сделает экономически оправданной добычу полезных ископаемых. Впрочем, Россия добывает нефть и газ в Арктике более полувека, в самых что ни есть «спартанских» условиях и весьма внушительными объемами – около 87% арктической добычи как на суше, так и на акваториях арктической зоны, оставляя по этому показателю далеко позади остальные северные страны.

    NASA Goddard Space Flight Center's Photostream/ flickr.com
    Наиболее старые и толстые льды центральной Арктики тают (исчезают) быстрее, чем более "молодые" и тонкие прибрежные льды.

    Основные международные аппетиты притягивает к себе Арктический шельф. По разным данным, в его глубинах сосредоточено 2/3 всех открытых сегодня запасов углеводородного сырья. К 2020 г. объемы добычи здесь составят около 95 млн тонн нефти и около 320 млрд кубометров газа. Арктический шельф – это последнее оставшееся в мире место, где ожидается открытие новых крупных уникальных месторождений.

    Права на эту территорию оспаривают несколько стран, в том числе и Россия, присоединившаяся в 1997 г. к Конвенции по морскому праву. Сейчас наша приоритетная задача – в соответствии со ст. 76 этой конвенции - доказать геологическую идентичность шельфа материковой части России, т. е. факт, что часть дна Северного Ледовитого океана площадью 1,2 млн кв. км., в которую входят подводные хребты Ломоносова, Гаккеля и Менделеева, является естественным продолжением российского материка. Однако дело это небыстрое. Первую заявку на увеличение континентального шельфа в Арктике Россия подала в Комиссию по границам континентального шельфа при ООН в 2001 году, но ее вернули на доработку. Повторная заявка была подана в августе 2016 г. период ее рассмотрения вкупе с изучением всех сопутствующих документов, по прогнозам, займет 5–7 лет.

    Срок большой, но время у России есть. Независимо от того, чьим будет признан шельф, его труднодоступные богатства в любом случае придется осваивать сообща – в одиночку их добычу финансово «не потянет» ни одна страна, даже самая развитая. Технологии освоения ресурсов в подобных условиях в мире или полностью отсутствуют, или требуют серьезной доработки, и данные проекты смогут быть реализованы не раньше, чем через 20 лет.

    Еще одно прибыльное занятие в регионе – рыболовство, которым занимаются все арктические страны. Россия и здесь держит пальму первенства, поскольку, по международному законодательству, ей принадлежит самая протяженная 200-мильная зона акватории. В целом же в арктической зоне сегодня добывается около 25 млн тонн биоресурсов.

    Тромсё (Норвегия)
    Фото: Max Pixel

    Быстрый «ледовый рейс»

    Как уже было сказано, все богатства Арктики имеют ценность только в одном случае – при физической возможности их оттуда вывезти. «Дорогой жизни» для региона является Северный морской путь, пролегающий через четыре моря – Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Что принципиально: этот путь – кратчайший из Северной Европы и Сибири в Азию. С потеплением и уменьшением объема льдов судоходство здесь может стать круглогодичным, правда, в сопровождении атомных ледоколов – которые на сегодняшний день, опять же, есть только у России.

    История Севморпути насчитывает несколько веков. Русские мореходы «пробовали» этот маршрут начиная с XVI века, но планомерное его освоение началось только с 1932 года и получило большое развитие в послевоенные годы, в частности, побережья Якутии и Чукотки снабжались всем необходимым исключительно по Севморпути.

    Особая привлекательность водной северной магистрали заключается в том, что для грузовых судов Восточной Азии при путешествии в Северо-Западную Европу этот путь в два раза короче, чем действующий маршрут через Суэцкий или Панамский каналы. Выгоды очевидны даже с учетом «ледовой проводки», которая, как надеется наша страна, может стать доходной статьей для отечественной экономики. В начале 2013 г. в России вступил в силу закон о Северном морском пути, впервые законодательно установивший границы его акватории. С 1 января нынешнего года вступил в силу международный Полярный кодекс, направленный на защиту морской среды от негативного влияния судоходства.

    Без манной каши

    По мере освоения арктического региона можно рассчитывать на развитие по определению дорогостоящего арктического туризма (по цене вояж в Арктику, пожалуй, ближе к полету в космос, чем к пляжному отдыху в Турции). Уникальная природа, птичьи базары, тюленьи и моржовые лежбища, встречи с белыми медведями – всем этим состоятельная публика, готовая выкладывать за экзотику круглые суммы, пока не избалована. Однако даже самым решительно настроенным и тренированным туристам понадобится хотя бы минимальная инфраструктура, с которой дело в Арктике обстоит пока туговато. В ближайшее десятилетие, считают туроператоры, речь может идти только о немногочисленных круизах. Тем не менее российские власти планируют создание в регионе туристической зоны – строительство нескольких визит-центров на территории Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

    Общим арктически курсом

    Несмотря на периодически возникающие разногласия и даже конфликты, то и дело вспыхивающие в разных местах планеты, международному сообществу удается строго придерживаться взятого в середине 90-х годов курса на арктическое сотрудничество. И это не может не радовать – ведь речь идет о неповторимом регионе с уникальной экологией и практически нетронутой природой. Не хотелось бы, чтобы он повторил судьбу других континентов, освоенных человечеством, мягко говоря, весьма неаккуратно, а если отбросить эвфемизмы - варварски. Остается надеяться, что сегодняшние арктические первопроходцы всерьез намерены учесть горький опыт предшественников и не повторять их ошибок.

    Одной из ключевых площадок для обсуждения проблем и перспектив Арктического региона на мировом уровне является международный форум «Арктика – территория диалога», который проводится с 2010 года. В эти дни в Архангельске проходит четвертый по счету форум. По традиции на нем представлены государственные и парламентские круги, бизнес, наука, общественные организации всех арктических государств, а также некоторых стран Европы и Азии. Всего в нынешнем форуме-2017 принимают участие свыше 1,5 тыс. представителей из 14 стран. Работа форума организована в разных направлениях: от законодательного регулирования и развития арктической инфраструктуры до экологии. Так что Арктика во всех смыслах становится теплее и ближе.