Вряд ли еще лет 50 назад, «несерьезный» по историческим меркам срок, кто-нибудь мог предположить, что в начале XXI века ареной столкновения основных экономических и политических интересов ведущих мировых держав станет безлюдная, заснеженная Арктика – однако это так. Основных причин три – полезные ископаемые вкупе с биоресурсами, Северный морской путь, уникальная экология. До последнего десятилетия вечные льды в буквальном смысле, сковывали все возможные инициативы по освоению сурового региона, однако в связи с их довольно-таки интенсивным таянием в последнее время отношение к Арктике кардинально изменилось.
В соответствии с международным законодательством Северный полюс носит статус «свободной» территории, т. е. не принадлежит ни одному государству. Право на исключительную экономическую зону (ограниченную 320 километрами) имеют только государства с арктическими побережьями.
Для решения дальнейшей судьбы этих территорий в 1996 г. был создан Арктический совет с разветвленной структурой. Его членами являются восемь приарктических государств – Россия, Канада, США, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия и Исландия, постоянными участниками – шесть организаций коренных народов Арктики, наблюдателями – страны, формально к региону отношения не имеющих, зато имеющих, как это теперь модно говорить, геополитические амбиции: Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Польша, Нидерланды, Сингапур, Франция, Южная Корея и Япония.
В мире сегодня дефицит крупных инфраструктурных проектов: деньги есть, а где им «работать», непонятно...
«Азиатов» толкает в Арктику постоянная потребность в энергоресурсах для обеспечения экономического роста, остальных – в большей степени боязнь «выйти из большой игры» и необходимость найти применение своим солидным национальным капиталам: как известно, в мире сегодня наблюдается дефицит крупных инфраструктурных проектов: деньги есть, а где им «работать», непонятно. Активнее всего в арктических (как, впрочем, и во всех остальных в последнее время) вопросах проявляет себя Китай.
Главный фокус интересов – полезные ископаемые. По данным геологических исследований США, бесстрастные белые просторы и ледовые вершины Арктики таят в своих недрах до 22% нераскрытых газовых и 13% нефтяных мировых запасов, а также золота, алмазов, никеля, угля и платины на сумму несколько миллиардов долларов. До поры до времени на это богатство можно было, как говорится, только облизываться, пока ученые не принесли радостную весть: площадь ледяного покрова в Арктике уменьшается рекордными темпами – в два раза за пять последних лет. Высказываются осторожные предположения, что в ближайшие десятилетия арктический регион будет полностью освобождаться ото льда в летний период. А значит, появится возможность наладить морское судоходство, что, в свою очередь, сделает экономически оправданной добычу полезных ископаемых. Впрочем, Россия добывает нефть и газ в Арктике более полувека, в самых что ни есть «спартанских» условиях и весьма внушительными объемами – около 87% арктической добычи как на суше, так и на акваториях арктической зоны, оставляя по этому показателю далеко позади остальные северные страны.
Основные международные аппетиты притягивает к себе Арктический шельф. По разным данным, в его глубинах сосредоточено 2/3 всех открытых сегодня запасов углеводородного сырья. К 2020 г. объемы добычи здесь составят около 95 млн тонн нефти и около 320 млрд кубометров газа. Арктический шельф – это последнее оставшееся в мире место, где ожидается открытие новых крупных уникальных месторождений.
Права на эту территорию оспаривают несколько стран, в том числе и Россия, присоединившаяся в 1997 г. к Конвенции по морскому праву. Сейчас наша приоритетная задача – в соответствии со ст. 76 этой конвенции - доказать геологическую идентичность шельфа материковой части России, т. е. факт, что часть дна Северного Ледовитого океана площадью 1,2 млн кв. км., в которую входят подводные хребты Ломоносова, Гаккеля и Менделеева, является естественным продолжением российского материка. Однако дело это небыстрое. Первую заявку на увеличение континентального шельфа в Арктике Россия подала в Комиссию по границам континентального шельфа при ООН в 2001 году, но ее вернули на доработку. Повторная заявка была подана в августе 2016 г. период ее рассмотрения вкупе с изучением всех сопутствующих документов, по прогнозам, займет 5–7 лет.
Срок большой, но время у России есть. Независимо от того, чьим будет признан шельф, его труднодоступные богатства в любом случае придется осваивать сообща – в одиночку их добычу финансово «не потянет» ни одна страна, даже самая развитая. Технологии освоения ресурсов в подобных условиях в мире или полностью отсутствуют, или требуют серьезной доработки, и данные проекты смогут быть реализованы не раньше, чем через 20 лет.
Еще одно прибыльное занятие в регионе – рыболовство, которым занимаются все арктические страны. Россия и здесь держит пальму первенства, поскольку, по международному законодательству, ей принадлежит самая протяженная 200-мильная зона акватории. В целом же в арктической зоне сегодня добывается около 25 млн тонн биоресурсов.
Как уже было сказано, все богатства Арктики имеют ценность только в одном случае – при физической возможности их оттуда вывезти. «Дорогой жизни» для региона является Северный морской путь, пролегающий через четыре моря – Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Что принципиально: этот путь – кратчайший из Северной Европы и Сибири в Азию. С потеплением и уменьшением объема льдов судоходство здесь может стать круглогодичным, правда, в сопровождении атомных ледоколов – которые на сегодняшний день, опять же, есть только у России.
История Севморпути насчитывает несколько веков. Русские мореходы «пробовали» этот маршрут начиная с XVI века, но планомерное его освоение началось только с 1932 года и получило большое развитие в послевоенные годы, в частности, побережья Якутии и Чукотки снабжались всем необходимым исключительно по Севморпути.
Особая привлекательность водной северной магистрали заключается в том, что для грузовых судов Восточной Азии при путешествии в Северо-Западную Европу этот путь в два раза короче, чем действующий маршрут через Суэцкий или Панамский каналы. Выгоды очевидны даже с учетом «ледовой проводки», которая, как надеется наша страна, может стать доходной статьей для отечественной экономики. В начале 2013 г. в России вступил в силу закон о Северном морском пути, впервые законодательно установивший границы его акватории. С 1 января нынешнего года вступил в силу международный Полярный кодекс, направленный на защиту морской среды от негативного влияния судоходства.
По мере освоения арктического региона можно рассчитывать на развитие по определению дорогостоящего арктического туризма (по цене вояж в Арктику, пожалуй, ближе к полету в космос, чем к пляжному отдыху в Турции). Уникальная природа, птичьи базары, тюленьи и моржовые лежбища, встречи с белыми медведями – всем этим состоятельная публика, готовая выкладывать за экзотику круглые суммы, пока не избалована. Однако даже самым решительно настроенным и тренированным туристам понадобится хотя бы минимальная инфраструктура, с которой дело в Арктике обстоит пока туговато. В ближайшее десятилетие, считают туроператоры, речь может идти только о немногочисленных круизах. Тем не менее российские власти планируют создание в регионе туристической зоны – строительство нескольких визит-центров на территории Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.
Несмотря на периодически возникающие разногласия и даже конфликты, то и дело вспыхивающие в разных местах планеты, международному сообществу удается строго придерживаться взятого в середине 90-х годов курса на арктическое сотрудничество. И это не может не радовать – ведь речь идет о неповторимом регионе с уникальной экологией и практически нетронутой природой. Не хотелось бы, чтобы он повторил судьбу других континентов, освоенных человечеством, мягко говоря, весьма неаккуратно, а если отбросить эвфемизмы - варварски. Остается надеяться, что сегодняшние арктические первопроходцы всерьез намерены учесть горький опыт предшественников и не повторять их ошибок.
Одной из ключевых площадок для обсуждения проблем и перспектив Арктического региона на мировом уровне является международный форум «Арктика – территория диалога», который проводится с 2010 года. В эти дни в Архангельске проходит четвертый по счету форум. По традиции на нем представлены государственные и парламентские круги, бизнес, наука, общественные организации всех арктических государств, а также некоторых стран Европы и Азии. Всего в нынешнем форуме-2017 принимают участие свыше 1,5 тыс. представителей из 14 стран. Работа форума организована в разных направлениях: от законодательного регулирования и развития арктической инфраструктуры до экологии. Так что Арктика во всех смыслах становится теплее и ближе.