Организаторы Площадки Медиа

Экология в большом городе

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Экология в большом городе
10 апреля 2017 года

    Каким экомаркировкам доверять и вообще зачем все это надо

    Что повысит экологическую ответственность предприятий, как создать эко-пространство в своём доме и на работе и как выбирать экологически чистые товары, рассказала корреспонденту ExpoTrade.ru на VII Международном форуме "Экология большого города" в Санкт-Петербурге директор некоммерческого партнёрства "Экологический союз" Юлия Грачёва.

    Мероприятия по теме:
    16-19 мая, Нижний Новгород, 19-й Международный форум "Великие реки"
    6-8 июня, Москва, 10-я международная выставка-форум ВэйстТэк-2017

    Юлия, как вы оцениваете уровень эко-ответственности российских производителей?

    Производители становятся более эко-ответственными. Дело в том что потребители уже хотят покупать экологически безопасные товары, поэтому все чаще отдают предпочтение продукции эко-ответственных предприятий. Спрос рождает предложение.

    Как эко-ответственность предприятий регулируется за рубежом?

    Во многих странах это регулирует государство. Например, в Европе и некоторых азиатских странах хорошо развита система зелёных закупок. То есть государственные учреждения на законодательном уровне обязаны закупать для своих нужд экологически сертифицированные товары. То есть муниципалитет не может приобрести компьютер, который не обладает соответствующей энергоэффективностью. А мы знаем, что государственные закупки составляют значительную часть ВВП любой страны. Когда в Азии приняли закон о зелёных госзакупках, объемы производства экологически сертифицированной продукции возросли в несколько раз.

    Каковы российские реалии?

    Во-первых, в России нет системы зеленого госзаказа. Во-вторых, не регламентировано понятие эко-продукта. Это приводит к тому, что многие производители отмечают свою продукцию знаком "ЭКО", однако товар не соответствует понятию эко-продукта. Здесь мы сталкиваемся с таким явлением, как гринвошинг - когда в маркетинговых целях используют неправомерно понятия "экопродукт" и т.п. По мнению сотрудников ФАС, гринвошинг появился из-за отсутствия критериев экологичного продукта и законов, которые запрещали бы производителям называть свои продукты экологичными, если у них нет соответствующих подтверждений. В-третьих, в России не контролируется деятельность органов добровольной экологической сертификации. Если компания почила зелёный сертификат, это ещё ни о чем не говорит. У нас стране очень много органов добровольной экологической сертификации. Порой они выдают сертификаты по непонятным критериям, а иногда просто за деньги.

    Я знаю, что "Экологический союз" разработал первую в России добровольную сертификацию "Листок жизни". В чем суть?

    Это сертификация продукции или услуг по их жизненному циклу. Например, чтобы произвести экологичное напольное покрытие, необходимо, чтобы сырьё было качественным и продукт в процессе эксплуатации не выбрасывал в воздух вредные вещества. Естественно, важна и технология производства такого напольного покрытия. Так, одно из наших сертифицированных предприятий по производству напольных покрытий перерабатывает отходы производства линолеума, возвращая брак обратно в производственный цикл.

    В чем конкретно заключается повышение эко-ответственности предприятий?

    Предприятия начали использовать в своём производстве вторичное сырьё. Пожалуй, это одна из инноваций. Ещё предприятия отказываются от применения в производстве вредных химических веществ. Притом что российское законодательство разрешает использовать некоторые из этих веществ. Однако в международной практике от них уже отказались.

    Эко-выбор

    Ищите на упаковках маркировку I типа. Она гарантирует, что продукт безопасен для человека и природы на протяжении всего жизненного цикла:

    Если маркировок нет, читаем состав:

    косметика
    Парабены могут вызвать раздражение кожи, отдушки и ароматизаторы - аллергию. Покупая дезодоранты-антиперспиранты, избегайте средств с солями алюминия и спиртом.

    Бытовая химия
    Фосфаты могут провоцировать аллергию и раздражение кожи. Хлор вызывает болезни дыхательных путей, аммиак или нашатырный спирт - ожоги слизистых оболочек.
    Если на упаковке предупредительные знаки, например, восклицательный знак, череп или сухое дерево, это говорит о наличии у продукта свойств, опасных для здоровья и природы.
    Для повседневной уборки вновь модно использовать старые добрые соду, уксус, соль, лимонный сок или горчичный порошок.

    Еда
    Самые вредные Е: Е102, Е250, Е320, Е400-499, Е510, Е951. Чем короче состав продукта, тем он безопаснее. И должны быть понятные и знакомые ингредиенты. Например, яйца, молоко, а не яичный порошок.

    Подробно об экопродуктах читайте в статье "Эко-, био-, органические продукты: в чем суть?"

    Электроника
    Маркировка I типа говорит, что в производстве не используются тяжёлые металлы. Сточные воды и выбросы проходят очистку. Производитель принимает отслужившую электронику на переработку.
    Если на товаре нет маркировки I типа, следует обратить внимание на другие маркировки, которые позволяют экономить электроэнергию, например, Energy Star или EPEAT.

    Какие экологические проблемы сейчас стоят наиболее остро перед жилищно-коммунальным хозяйством?

    Вопрос ЖКХ тесно связан с темой зелёного строительства. Здесь я в первую очередь говорю об энергоэффективности зданий. Например, мы можем построить здание и оборудовать его дешёвыми окнами. В результате потратим слишком много на отопление и электричество. Если же поставим энергоэффективные окна, то очень скоро вернём эти затраты и начнём экономить на эксплуатации. Такие вещи всегда нужно просчитывать, затраты на строительство должны соотноситься с затратами на эксплуатацию. Поэтому управляющие компании и ТСЖ должны работать в связке с застройщиками, что позволит сократить первичные и эксплуатационные затраты и строить более энергоэффективные дома.

    Как быть с уже возведёнными зданиями?

    Если мы говорим о существующих зданиях, то их сложно сертифицировать. В этом случае мы можем говорить только о зелёных стандартах эксплуатации этих зданий. Например, в здании находится офис. В офисе нужно организовать раздельный сбор мусора, ввернуть энергосберегающие лампочки, поставить счётчик на воду, закупать бумагу, которая произведена из вторсырья, и впоследствии тоже сдавать ее на переработку.

    Какие преимущества даёт зелёная сертификация офисов?

    Во-первых, сокращаются издержки на отопление, электричество, водоснабжение. Во-вторых, уменьшается количество претензий от надзорных органов, например, от природоохранной прокуратуры.

    А сами люди готовы к эко-ответственности?

    Да. Например, многие готовы сортировать мусор и покупать эко-продукты. Однако покупатели не разбираются в критериях эко-продукта. И, к сожалению, пока не понимают, какой маркировке можно верить, а какой - нет.