Организаторы Площадки Медиа

Почему система госзаказа в России крайне неэффективна

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Почему система госзаказа в России крайне неэффективна
10 апреля 2017 года

    Мошеннические аукционы, непрозрачные закупки и договорные тендеры

    Отсутствие конкурентной борьбы, многочисленные махинации при заключении договоров, завышенная или, наоборот, заниженная стоимость работ — только малая часть проблем, которая обсуждалась на форуме-выставке «Госзаказ – за честные закупки». Особенно чувствительна к ним медицинская отрасль.

    Число сговоров при госзакупках лекарств растет в несколько раз ежегодно. ФАС в рамках форума «Госзаказ — за честные закупки» привела такую статистику: сейчас случаи антиконкурентных соглашений при госзакупках в медицинской сфере периодически фиксируются в 80 регионах, в то время как в минувшем году нарушения были найдены только в 5 субъектах. Сколько государственных денег уходит впустую из-за несовершенства системы корреспонденту expotrade.ru рассказал гендиректор компании «Фоторис технологии» Сергей Кузьменчук.

    Сергей, что мешает системе госзакупок стать более эффективной?

    В России нет стандартизации закупок под определенные нужны, благодаря которой формировались бы реальные требования к госзаказу. Сегодня прописываются такие критерии, которым соответствовать невозможно, поэтому круг потенциальных поставщиков ограничивается — это одна из самых популярных манипуляций. Стандартизация же помогла бы сделать систему более конкурентной и рыночной.

    Вторая проблема, которая особенно остро чувствуется в сфере медицины, — отсутствие качественного классификатора продукции. До сих пор Минздрав и региональные ведомства сталкиваются с банальным отсутствием справочника лекарств и расходных материалов. Причем сделать его несложно и недорого. И это усложняет все: анализировать торги, которые проходят по отрасли, очень непросто. Их слишком много.

    На что жалуются сами заказчики?

    Как раз на невозможность найти нужную категорию и оптимальную цену. Анализ рынка — это колоссальная работа, от которой многие отказываются. Поэтому заказчикам приходится опрашивать поставщиков, которые намеренно завышают цену при ответах на запросы. Получается классический картельный сговор. В итоге на оборудование и лекарства уходит в несколько раз больше денег, чем могло бы. Вот и многомиллионные пустые траты госбюджета. Эту проблему можно решить за счет автоматизированного механизма ценообразования, который минимизирует человеческий фактор.

    "По официальным данным, в рамках госзаказа по всей России расходные материалы, оборудование и лекарства ежегодно торгуются на полтриллиона рублей. Можно догадаться, сколько денег утекает в никуда из-за неэффективных торгов"

    По словам экспертов, еще одна проблема сегодня — это излишний акцент на стоимости закупок. Регуляторы стимулируют заказчика выбирать самого дешевого поставщика, из-за чего может пострадать качество. Как соблюсти баланс?

    Заложить правильные механизмы расчета. Слишком низкой цена не может быть, она должна быть средней по рынку. Может, чуть выше с корректировкой на инфляцию и так далее, чтобы у бизнеса был интерес. А если цена очевидно завышена — это сигнал, что может иметь место мошенничество.

    Сколько времени потребуется, чтобы увидеть реальный эффект единой информационной базы, о чем мы говорили вначале?

    Года 2-3. Обычно первое время противятся изменениям, которые приносят новые технологии, но положительный эффект заметят все. Уверен, что благодаря этой мере закупки будут дешевле и конкурентнее.

    О единой информационной базе в сфере госзакупок говорят несколько лет. Что станет гарантией изменений сейчас?

    Сейчас вопрос рационального использования средств в сфере госзакупок находится под личным контролем президента, поэтому действия волей-неволей придется совершать. И все бюрократические препоны, которые раньше стояли, должны разрушиться. Я думаю, в этот раз уже не пустые обещания.

    Федеральное казначейство предлагает еще на год отложить перевод госзакупок в электронный формат. В чем опять проблема и как долго будет переноситься срок?

    Казначейство более объективно оценивает готовность к переходу. В первую очередь, мы должны быть готовы технологически: пока площадка может не выдержать такой серьезный груз, такой объем документов. Во вторую очередь, к переходу нужно подготовиться самим заказчикам и поставщикам: пока непонятно, смогут ли они эффективно обрабатывать всю эту информацию в интернете. Хотя к аукционам на электронных площадках все привыкли, привыкнем и к этому.

    На самом деле, объективно, нужно меньше времени. Я думаю, что причина в сдерживающих факторах, выгодных определенным лицам, которые и тормозят процесс. Перевод в электронный вид — это, действительно, уже запоздалая мера. Что у нас конкурсы до сих пор на бумаге — это несерьезно в век больших данных и других инноваций.

    Активно обсуждают способы борьбы с мошенниками. Существуют реестры недобросовестных заказчиков и поставщиков. На ваш взгляд, эффективна ли эта мера?

    У меня ощущение, что мало кто смотрит эти реестры. К тому же, легко создать новую компанию, чтобы никто не узнал о «черном» прошлом. Я думаю, наказание нужно ужесточить. Если ввести персональную ответственность учредителя, предприниматели, возможно, десять раз подумают, прежде чем решиться на мошенничество. Также важно стандартизовать квалификационный отбор. Если компания выходит на рынок госзакупок, она должна пройти через фильтр и подтвердить, что на выполнение госзаказа претендует не фирма-однодневка.

    "Как показала практика, ограничение иностранного бизнеса приводит к тому, что мы покупаем свое, но дороже и хуже, чем у европейцев"

    А это в конечном итоге не будет «топить» начинающий малый бизнес, которому явно сложно пройти через все фильтры?

    Если все сделать отдельно от человеческого фактора, автоматизировать процесс и проводить его по четким алгоритмам, то никакого вреда малым компаниям это не принесет. К тому же, никто не говорит о высоких планках для поставщиков. Пусть будут минимально необходимые требования.