Организаторы Площадки Медиа

Игра как большой бизнес. Делу время, потехе часы и миллиарды

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Игра как большой бизнес. Делу время, потехе часы и миллиарды
01 сентября 2017 года

    Хотя 1 сентября принято говорить об учебе, предлагаем всерьез посмотреть на игры

    Несмотря на суровый быт, войны, эпидемии и другие бедствия, человечество – причем не только дети, но и взрослые – во все времена находило время и силы, чтобы играть и придумывать игры. Знаменитую фразу «Человек выжил, потому что смеялся» смело можно дополнить «…и играл». Арсенал игр рос, рос, рос – и дорос до такого уровня, который не снился нашим дедушкам и бабушкам, не говоря уже о древних предках. И все-таки суть игр во все эпохи остается одна – удовольствие от общения и познания.

    Мероприятия по теме
    1-3 сентября, Минск, 
    Гейм Экспо Минск
    7-10 сентября, Пермь,
    "Умный ребенок"
    8-10 сентября, Ростов-на-Дону, "Умные родители"

    У нас все ходы записаны!

    Одними из древнейших видов игр являются настольные. Даже удивительно, сколько сотен, а может быть, и тысяч вариантов способны породить наличие гладкой поверхности (пень, стол, позже – специальные доски, как у шашек), набор фишек (ракушек, зерен, камешков, которые впоследствии заменили более сложными фигурами) и хорошая компания!

    Точной даты изобретения первой настольной игры в истории не зафиксировано. Доподлинно известно одно: игры появились раньше письменности. Самые ранние их комплекты найдены в местах древних захоронений. Так называемая Королевская игра Ур обнаружена при раскопках на территории современного Ирака и в гробнице Тутанхамона (фараоны очень уважали настольные игры). Благодаря стараниям археологов с доисторических времен до нас дошли игры Мехен (названа по имени египетского божества), древнегерманская Хнефатафл, арабская Манкала, или «игра в зерна», вариаций которой известно более 800; Сенет, чьим победителям якобы гарантировали защиту верховные боги Египетского пантеона, и многие другие.

    Древнеримская настольная игра.
    Фото: WikiMedia Commons

    Игровые находки в могилах объяснялись просто: древние считали, что игра, несомненно, поможет адаптироваться в мрачном загробном мире и занять там достойное место. На Земле же эти игры либо переставали со временем вызывать интерес, либо трансформировались, как бы мы сейчас сказали, в более современные (иногда до неузнаваемости) версии.

    Фото: Pxhere

    Самыми долговечными в этом смысле оказались игральные кости и нарды. Последние появились на арабском Востоке и дожили, хотя и с некоторыми изменениями, до наших дней, нисколько не теряя популярности.

    В начале 1960-х гг. были основаны Международная ассоциация нард, опубликовавшая официальный свод правил этой игры, учрежден Мировой клуб нард, разработавший соответствующую турнирную систему, а в 1964 г. состоялся и сам грандиозный по своим масштабам первый международный турнир, вызвавший затем настоящий нардовый бум.

    Прототипом же другой знаменитой игры всех времен и народов – шахмат – исследователи считают древнеиндийскую игру чатуранга (предположительно VI век), перенятую персами под новым названием шатрандж, а лет эдак через 800 переехавшую в Европу уже под нынешним названием. По преданиям, фигуры шахматных королей, завезенные в итальянские и греческие порты, сначала носили с собой на счастье – и лишь потом у европейцев появился интерес к самой игре. В конце XVIII века шахматам стали обучать в европейских школах. В наше время Международный Олимпийский Комитет (МОК) признает шахматы спортом и раз в два года организует специальную шахматную олимпиаду. Давно установлено, что игры шашечного типа: и шахматы, и актуальная по сей день китайская настольная игра Го (тоже весьма почтенного возраста: ей 2000 лет) – развивает логику и умение мыслить стратегически.

    Фото: Max Pixel
    Фото: WikiMedia Commons

    Каждая игра, пусть даже самая долговечная, всегда является отголоском своего времени. В 1904 г. американка Лиззи Мэгги создала настольную «Игру землевладельца» (The Landlord's Game). Цель, с которой Мэгги придумала и запатентовала свою игру, была самой что ни на есть злободневной и просветительской – наглядно показать рядовым американцам все достоинства и превратности землевладения, а также предостеречь от грабительских действий рейдеров. Однако в 1935 г. Мэгги после долгих уговоров продала свой патент на «Игру землевладельца» братьям Паркерам. Покочевряжившись (теперь уже неизвестно, для вида или покупка их вправду не вдохновляла), братья все-таки купили изобретение Мэгги за 500 долларов… и дополнили его до современной всем известной «Монополии», сделавшей их миллионерами.

    Отрадно, что на современном игровом поле отличались и наши соотечественники. В 1986 г. студент факультета психологии МГУ Дмитрий Давыдов придумал «студенческий хит» – игру «Мафия». В нее играли по всему СССР, а потом и за его пределами.


    «Мафия» вошла в топ-50 «наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года».


    Фото: WikiMedia Commons

    И, наконец, последний штрих: 11 апреля в 2015 г. любители настольных игр получили свой «профильный» праздник – Международный день настольных игр. Его инициаторами являются создатели известного веб-сериала о настольных играх TableTop Уилл Китон и Фелиция Дэй.

    Геймеры ставят монету

    А теперь перейдем к играм, рожденным реалиями последних десятилетий. Разумеется, речь пойдет о компьютерной индустрии, где над разработкой и внедрением той или иной игры порой трудятся до сотни специалистов. Несмотря на продолжающиеся бурные споры о том, чего больше приносят компьютерные игры – вреда или пользы, развитие их идет по нарастающей.

    Фото: WikiMedia Commons

    Первая компьютерная игра Computer Space появилась в 1971 г. и принадлежала к разряду аркадных, то есть не требующих мощного процессора и компьютерной графики; рассчитаны они на скорость реакции игрока – всевозможные кубики, «стрелялки», гонки и т. д. За ней последовала видеоигра Pong из того же разряда, которая принесла коммерческий успех своим создателям – компании Atari. В 1972 г. на рынок была выпущена одна из первых в истории домашняя игровая консоль — Magnavox Odyssey. И началось! Конец 1970-х называют «золотой эрой аркадных игр» – прибыльные аркадные автоматы один за другим открывались в торговых центрах, ресторанах и круглосуточных магазинах. Разумеется, за пределами СССР.

    В 1980-е гг. значительный толчок игровой индустрии дало появление и распространение персональных компьютеров не только в США, но и в Европе (компьютер ZX Spectrum) с Азией (NEC PC-8801 и MSX). Играть теперь можно было у себя дома! Правда, творческий простор обернулся темной стороной – уже в 1983 г. в игровой индустрии США разразился мощнейший кризис, вызванный массовым производством игр чрезвычайно низкого качества.

    Подмоченную репутацию индустрии спас выход на рынок домашней игровой приставки Nintendo Entertainment System. Японцы существенно потеснили американцев в новой, сулящей прибыли сфере. (С Nintendo связано и другое судьбоносное для игрового рынка событие – в 1987 г. компания проиграла судебный процесс против Blockbuster LLC и невольно узаконила своим проигрышем такой способ распространения игр как сдача напрокат подобно кинофильмам.)

    Третьей знаковой вехой в компьютерной игровой индустрии, без сомнения, можно считать появление интернета. В конце 90-х любители компьютерных игр получили новый подарок – возможность играть совместно, находясь за тридевять земель друг от друга. Результат не замедлил сказаться: в 1997-1999 суммарные продажи игр в США более чем в 2,5 раза превысили продажи кинематографа.

    Фото: WikiMedia Commons
    Фото: David Brown/flickr.com

    В 2000-е технический прогресс дал игровым компаниям возможности для нового заработка – возникло и окрепло направление игр для мобильных платформ и социальных сетей. По данным экспертов, в 2016 г. мобильный гейминг обеспечил компаниям более 46 млрд долл. прибыли, что составляет 42% объема от всех компьютерных игр вместе взятых. Свыше трех четвертей этой суммы «принес» смартфон, а оставшаяся четверть приходится на планшет. Вообще фанаты-геймеры, как показывает практика, – самая благодатная категория и для производителей компьютеров, благо крутые игры требуют гораздо более мощных (а следовательно, более дорогостоящих) процессоров и других компонентов ПК, чем бизнес-приложения.

    Вместе с ростом игрового рынка растут стоимость (сегодня она порой достигает сотен миллионов долларов) и сроки (от года до трех) разработки той или иной игры. В последние годы вошла в обиход модель «пожертвований»: хорошо зарекомендовавшие себя на рынке разработчики предлагают создать продолжение или аналог известных игр, если пользователи соберут запрашиваемую сумму. Несмотря на молодость модели, есть более чем успешные примеры: в частности, разработчики Star Citizen запросили скромные 2 млн долл., а собрали более 100 млн. Иными словами, если не халтурить, а производить игры на совесть, с такими преданными фанатами можно горы свернуть!

    Star Citizen. Фото: Glenn Batuyong/flickr.com

    Ожидается, что в 2017 г. мировая армия геймеров численностью в 2,2 млрд принесет компаниям-разработчикам около 110 млрд долл. прибыли – почти на 8% больше, чем в прошлом году.