Организаторы Площадки Медиа

Как в XIX веке: в "Царицыно" воссоздали Москву эпохи Александра I

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Как в XIX веке: в "Царицыно" воссоздали Москву эпохи Александра I
20 июня 2022 года

    В музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка, посвященная Москве 1801–1825 годов. В экспозиции — костюмы, предметы интерьера, исторические документы и произведения искусства — все, что составляло жизненный уклад горожан в эпоху Александра I.

    "Этот период истории особенно важен и для Царицына, – рассказывает генеральный директор музея-заповедника Елизавета Фокина. – Ведь именно тогда создавался наш пейзажный парк: появились павильоны “Миловида” и “Нерастанкино”, гротесковые мосты, недостроенная императорская усадьба стала популярным местом для прогулок московской знати".

    Москва в начале XIX века не была столицей и считалась спокойным городом. Именно здесь отдыхали от активного рабочего ритма чиновники из Санкт-Петербурга.

    Государственным деятелям, удалившимся после службы на покой в Москву, посвящен отдельный выставочный зал – их тогда иронично называли "московскими бессмертными". Здесь можно увидеть портреты графа Алексея Орлова‐Чесменского – ближайшего сподвижника Екатерины II, дипломатов Ивана Барятинского и Ивана Остермана, военного губернатора Юрия Долгорукова. "В те годы в наш город не приезжали за карьерой, – объясняет Елизавета Фокина. – Скорее наоборот – в московских загородных усадьбах начинали жить после отставки".

    В те годы Москва удивляла гостей своими парадоксами: избы соседствовали с дворцами, розарии – с огородами, конские бега на площадях проходили в один день с травлей медведя. Дороги летом зарастали травой, а весной и осенью утопали в грязи. После пожара 1812 года появились мощеные улицы и архитектурные шедевры, благодаря которым Москва оказалась в ряду первых европейских городов.

    "На мой взгляд, важное место в экспозиции занимают живописные работы художника Федора Алексеева, сохранившие атмосферу и образ “допожарной” Москвы, — считает куратор выставки, историк Александр Валькович. — Самому пожару 1812 года будут посвящены сотни экспонатов. Уникальны литографии со сценами пребывания армии Наполеона в Москве, исполненные по зарисовкам с натуры двумя немецкими офицерами, участниками русской кампании".

    Опустошительному пожару в Москве в сентябре 1812 года посвящен отдельный зал, освещение в котором затемнено. Один из самых интересных экспонатов в нем, по мнению директора "Царицыно" Елизаветы Фокиной, – письмо Наполеона Александру I из Архива внешней политики Российской империи МИД РФ. В нем французский император называет российского "братом" и признается, что "начинал войну без злобы".

    Любопытны и макеты из коллекции Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Среди них – дом Пашкова в период до пожара 1812 года, дом князя Гагарина на Новинском бульваре, который до наших дней не сохранился.

    "Мне очень нравятся интерьерные уголки — мы словно заглядываем в дома, складывается ощущение, что хозяева вот-вот соберутся у стола или молодая девушка придет надевать приготовленное платье", – делится Елизавета Фокина.

    В залах появились сотни новых картин, отражающих быт и культуру людей разных сословий того времени. Выставка – часть важной исследовательской работы сотрудников "Царицыно". Прогулка по обновленным залам полностью погружает в атмосферу XIX века и открывает новые детали истории города.

    Источник: Риа Новости