Организаторы Площадки Медиа

Неизвестный авангард и шедевры Дюрера: 5 лучших выставок августа в Москве

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Неизвестный авангард и шедевры Дюрера: 5 лучших выставок августа в Москве
19 августа 2021 года

    . Работы полузабытого художника русского авангарда Ивана Кудряшова, исторические костюмы из фильмов, графика Дюрера и современная фотография. РИА Новости выбрало самые интересные московские выставки, которые можно посмотреть до конца августа.

    Третьяковка на Крымском валу, до 22 августа

    Ученик автора "Черного квадрата" и один из идеологов "левого искусства". Сегодня об Иване Кудряшове знают, пожалуй, лишь профессионалы. Эту ошибку решили исправить в Третьяковской галерее, открыв летом первую ретроспективу художника. Верится с трудом, если учитывать, что не стало Кудряшова в 1972 году. Он учился в Москве в Свободных художественных мастерских, в 1920-е с просветительской миссией отправился в Оренбург. Однако уже через два года Кудряшов вернулся в столицу, столкнувшись с неприятием новаторских идей. Тем не менее, продолжал работать, что называется, гнул свою линию. К концу 1930-х ситуация изменилась. Авангардные эксперименты и идеи космизма, которые развивал автор, были чужды генеральной линии. Его исключили из Союза художников, и на многие годы Кудряшов оказался забыт. С наступлением оттепели о нем опять вспомнили – правда, только в профессиональных кругах.

    Нынешняя выставка в ГТГ потребовала от кураторов невероятных усилий. Помимо работ Кудряшова, которые есть в галерее, экспонаты привезли еще из пяти музеев разных городов и стран: от Вятки до Узбекистана, Греции и Франции. Всего собрали около полутора сотен работ, среди которых есть и полотна коллег художника. Специально для выставки сделан объемный макет, который воссоздает супрематическую роспись Кудряшова для Оренбургского городского театра.

    Третьяковка в Лаврушинском переулке, до 22 августа

    Эту выставку привезли в российскую столицу из Казани, где собрана самая большая коллекция работ Фешина. Из родного города живописец, график и скульптор эмигрировал в Америку, спасаясь от голода и, видимо, новых официальных художественных установок. В своей мастерской он тогда ставил множество работ, вроде как на временное хранение, а оказалось навсегда. В Америке, где у Фешина были поклонники среди влиятельных людей, его карьера складывалась удачно, он продолжал много работать. Уже после смерти художника его дочь Ия передала часть "американских" работ в дар казанскому музею. Примерно треть этого собрания привезли сейчас в Москву.

    Ученик Репина и наследник традиций Серова – сегодня считается, что без автора "Девочки с персиками" не было бы и Фешина с его знаменитым "Портретом Вари Адоратской". Художник был прекрасным портретистом, как его учителя и предшественники, много писал ню. Но, пожалуй, самые впечатляющие и масштабные работы на выставке – это два больших полотна, "Бойня" и "Обливание".

    "Бойню" Фешин задумал под влиянием идей Толстого о вегетарианстве. На полотне изображены мясники и огромная вывернутая бычья туша. Художник вспоминал, что работал над картиной в студии, имея перед глазами туши животных. Работа шла сложно: несмотря на частую замену "натуры", воздух в помещении был тяжелым.

    Еще одна масштабная работа – "Обливание", на которой изображен деревенский обычай зазывания дождя. Эту сцену художник увидел в селе Казанской губернии во время одного из своих путешествий "с целью художественных работ с натуры".

    ГИМ, до 22 августа

    Чуть больше недели еще открыта по-настоящему уникальная выставка гравюр Дюрера, которую привезли в Москву из Италии. Это собрание из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии, одной из самых известных художественных галерей Европы.

    Все работы – подлинники мастера эпохи Возрождения, 120 его гравюр. Внимательный зритель сможет проследить, как развивалось искусство мастера. Здесь есть такие отпечатки, как "Адам и Ева", целый раздел выставки посвящен "Апокалипсису". Известный цикл из 16 листов, которые иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета, был создан на волне ожиданий конца света, который предсказывали на 1500 год.

    Считается, что в гравюре Дюрер не просто достиг мастерства, но и совершил революцию, соединив в небольших работах черты поздней готики и раннего Ренессанса. К тому же он владел двумя разными техниками: гравюры по дереву и по металлу. Неудивительно, что современники часто с точностью копировали его работы – такие копии тоже можно увидеть на выставке.

    Киностудия им. М. Горького, с 19 августа

    В знаменитой киностудии, где теперь есть свое выставочное пространство, проводят уже вторую экспозицию. После успешного показа костюмов из сказок, здесь решили представить публике выставку "Время и Вещи. Исторический костюм в кино", это более 70 исторических костюмов и аксессуаров. Киностудия обладает уникальной коллекцией старинных костюмов, которая сложилась в процессе съемок. Часть – работы специалистов студии, которых по праву можно считать главными экспертами в России по пошиву исторического костюма. Часть – подлинные предметы. Вещи начали выкупать у населения в те годы, когда студия создавалась. Съемочные группы давали объявления в газетах и на радио о покупке вещей, подлинники брали в любом состоянии. Потом они попадали в руки реставраторам, а уже после – участвовали в съемках.

    Так постепенно собралась настоящая антикварная коллекция, где есть и трофейные предметы. Из послевоенной Германии были привезены вещи конца XIX – начала XX века. Например, один из таких праздничных камзолов можно увидеть в картине "Анна на шее" 1954 года на Александре Вертинском, который играет князя.

    Винзавод, с 20 августа по 3 сентября

    Фотограф Саша Генцис, как настоящий художник, отмечает свое 50-летие новой выставкой "Природа или прогресс". Он любит снимать захватывающие пейзажи и цеха промышленных гигантов. На его снимках сталкиваются природа и человек, естественное и искусственное. Генцис занимается фотографией более 20 лет. Работает в жанрах пейзажной и индустриальной fine art фотографии.

    С 2015 года в течение четырех лет он снимал заброшенные и еще действующие цеха завода "ЗИЛ", собирал истории о советском автогиганте. Одним последних сделал кадры завода незадолго до демонтажа. В другом проекте – "Управляемые небеса" – показал кабины исторических самолетов, соединив эти снимки с пейзажами из собственного архива. Получилось, что старые самолеты как бы вновь поднялись в небо. На Винзаводе можно увидеть работы из этих прошлых серий, а также пейзажный проект Генциса "Индустриальная Исландия".

    Источник: Риа Новости