Организаторы Площадки Медиа

От масонов до марок: Музей связи

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
От масонов до марок: Музей связи
26 сентября 2017 года

    Спецпроект. Наши площадки

    Это памятник архитектуры XVIII века, где жили министры, устраивались балы, и по легенде, собирались масоны — речь пойдет о Центральном музее связи имени А.С. Попова.

    Бронзовый дворец для канцлера

    В 1781 году глава новоиспеченного Почтового департамента и секретарь императрицы Александр Андреевич Безбородко купил подворье Курского Знаменского монастыря и дом придворного танцовщика Топоркова. А через два года решил перестроить оба дома в один дворец.

    Фото: Wikimedia.org
    Дворец канцлера Безбородко, 1929 год. Фото: pastvu.com

    Знаменитый Джакомо Кваренги объединил здания центральным флигелем и придал фасадам классические формы. Внешне дворец выглядел довольно скромно, зато внутренняя отделка поражала великолепием. Обустройство дворца продолжалось 16 лет. Так, к 1795 году Безбородко собрал хорошую коллекцию картин, и пора было задуматься о строительстве специального зала для неё. И в западном флигеле разместилась картинная галерея из более чем 300 полотен. Строительство галереи повлекло за собой и другие изменения во дворце: появились аванзал, танцевальный зал, преобразились парадные комнаты. Сам Безбородко писал о новом облике дворца своему товарищу Николаю Львову:

    “В здешнем моем доме вы найдёте много нового, например, бывшая спальня обита по теперешней моде красным бархатом и в нише имеет бюст императорский, а на двух сторонах двери, два их величества портреты. Голубая гостиная с портретом покойной государыни превратилась в голубую бархатную, к портрету ее сделана новая великолепная рама, а на столе стоит пьедестал с медалями ее царствования... Спальня превосходная, вмещающая 16 Вернетов”.

    В 1797 году началось строительство Большого Парадного зала, который сохранился до наших дней. Колонны под мрамор, большие вазы с барельефными фигурами, высокие этажерки, заполненные китайским и японским фарфором, подчёркивали великолепие и статность Парадного зала, да и всего дворца в целом.

    “Этот дом с четырьмя стоящими у входа колоннами из полированного гранита с бронзовыми базами и капителями и мраморным балконом над ними с бронзовыми перилами, предстающий перед нашим взором, задней стороной выходит на Б. Исаакиевскую улицу. Он принадлежал умершему в 1799 г. выдающемуся государственному канцлеру А.А. Безбородко. При громадных средствах, имея возможность приобретать все, что представляет нового, почти ежедневно для богатых людей никогда не исчезающая роскошь, покойный князь обладал большим вкусом и имел склонность представлять с подобающей важностью сильного и знаменитого вельможу, соответствующего своему положению, которое он занимал в России”, — писал о доме уже после смерти его хозяина автор сочинений о Петербурге Реймерс.

    Фото: rustelecom-museum.ru
    Овальный зал. Фото: flackelf.livejournal.com

    В овальном зале дворца собирались члены масонской ложи “Пламенеющая звезда”. О следах масонов в этих стенах говорят и остатки алхимической лаборатории. А ещё существует версия, согласно которой Лев Толстой в сцене посвящения Пьера Безухова в масоны описывает эту самую ротонду из дворца Безбородко.

    Перестройки и глубокий застой

    После смерти Александра Андреевича в 1799 году дом перешёл к его брату — графу Илье Безбородко. Но в 1825 году Безбородко решили продать дворец Почтовому департаменту. Цена была назначена в 400 тысяч рублей. Александр I велел поторговаться. В итоге сделку заключили только в 1829 году, сбив цену всего до 350 тысяч рублей.

    Сразу же после покупки интерьеры дворца принялись приспосабливать под нужды департамента. Большой Парадный зал отдали под Почтовую церковь, которая проработала до 1922 года. Там, где был Угловой зал, построили лестницу, по которой в церковь можно было попасть прямо с переулка. В большей части флигелей разместили службы департамента, а какие-то отдали под жильё чиновникам.

    Новой вехой в истории здания стал переезд в него Музея Народной Связи в 1924 году. В 1935 году дворец признали памятником архитектуры. Через три года встал вопрос о большом ремонте этого памятника, но коррективы внесла Великая Отечественная война, здание сильно пострадало от артобстрелов, а действующую технику из музея отправили на фронт, и многие аппараты так и не вернулись. После войны взялись за реставрацию, которая продолжалась почти 10 лет, а музею присвоили имя А.С. Попова.

    Атриум почтамта в начале XX века. Фото: pastvu.com
    До реконструкции. Фото: rustelecom-museum.ru

    Но больше, чем от войны, исторический памятник пострадал от безразличия. В 1974 году из-за аварийного состояния экспозиции пришлось закрыть и разобрать. Следующую четверть века о дворце почти не вспоминали. И только в 2000 году задумались о возрождении музея. Провели исследование, которое показало: здание нужно либо полностью реконструировать, либо вообще сносить. К счастью, дворец решили спасти.

    Масштабную реконструкцию завершили в 2003 году. Обновлённый Музей связи открыл двери для посетителей и стал одним из самых интерактивных и популярных.

    Центральный музей связи имени Попова считается старейшим из аналогичных ему в России. Его экспозиции включают различные материалы, связанные с историей почты, почтовые карточки, письма, первый радиоприёмник Попова, коллекцию почтовых ящиков и многое другое. Многие эксперты называют гордостью музея коллекцию знаков почтовой оплаты, которая состоит из более 4 миллионов марок, собранных со всего мира. Кроме этого, в музее работает научно-техническая библиотека. Здесь же устраивают конференции, семинары, круглые столы и даже выставки, приятный бонус к мероприятиям — возможность осмотреть и экспозицию, и интерьеры дворца, который именовали когда-то бронзовым.