Организаторы Площадки Медиа

Блеск и нищета народных ремесел

Big default company logo
Редакция
Экспотрейд
Блеск и нищета народных ремесел
24 июля 2017 года

    О традициях и перспективах, или Где летает птица счастья наших умельцев

    В Пскове в выходные с большим успехом прошла ежегодная выставка-ярмарка "Псков мастеровой", и expotrade.ru предлагает совершить мини-экскурс по российским традициям handmade, а также по возможным перспективам в этом весьма необычном крошечном секторе экономики.

    В современной жизни предметы быта уже давно негласно противопоставляются предметам искусства – либо лишенная индивидуальности, растиражированная на фабричном конвейере «польза», либо «бесполезная» красота, за которую приходится дорого платить. А ведь было время, когда деревенские мастера считали делом чести соединять в своих изделиях и то, и другое.

    Мероприятия по теме
    22-23 июля, Псков,
    "Псков мастеровой"
    8-10 сентября, Ростов-на-Дону, HobbyLife
    14-18 cентября, Сочи, HandMade

    Березовые сны

    Всего каких-нибудь 150 или даже 100 лет назад (по историческим меркам срок несерьезный) кухонная утварь, обувь, одежда, мебель и прочие предметы повседневного обихода в российских деревнях изготовлялись исключительно вручную. Каждое такое изделие – полотенце, наличник, поднос, ивовая корзина – не только служили по прямому хозяйственному назначению, но и обязаны были радовать глаз резьбой, вышивкой, необыкновенной росписью, причудливостью плетения. География и история того или иного края или населенного пункта диктовали его жителям свою «специализацию» – в одной местности хорошо росли береза или лен, в другой водилась «правильная» глина, в третьей добывали железо – и свои художественные традиции. Необъятная по своим размерам Россия, как ни одна другая страна, рождала разнообразие народных промыслов.

    Одним из главных любимых умельцами природных (впрочем, слово «природных», наверно, излишне, поскольку других в ту пору просто не существовало) материалов было дерево. С XVII века жители села Богородское под подмосковным Сергиевым Посадом вырезают свои знаменитые на весь мир скульптуры и игрушки из мягких пород дерева – липы, ольхи, осины. В работе мастера пользуются особыми «фирменными» приемами, по которым богородскую резьбу легко узнать, – специальным ножом, чье лезвие оканчивается треугольным скосом, изделие режется «с маху», без предварительных эскизов на бумаге.

    Вологодская, Архангельская, Вятская, Владимирская, Нижегородская, Олонецкая губернии издавна славятся берестяными изделиями. Береза – уникальное в своем роде дерево уже потому, что его ослепительно-белую кору не спутаешь ни с каким другим. При всей своей мягкости, бархатистости и кажущейся хрупкости берестяная кора удивительно прочна. Мастера работают двумя способами – либо «выкраивают» изделие, из целого куска бересты, либо плетут его из полосок коры. Методом плетения изготавливают весьма сложные и большие по размеру предметы — туески, бураки, короба, украшая их гравировкой, резьбой, росписью или тиснением.

    Из всех видов берестяного промысла специалисты особо выделяют шемогодскую ажурную резьбу (по имени реки Шемоксы в Вологодской области), сложившуюся под влиянием традиционной северной резьбы по кости. Причудливые завитки, закрученные в спирали и розетки, образующие многочисленные орнаменты на шкатулках, портсигарах, табакерках, своей воздушностью напоминают кружево. С шемогодской резьбой соперничает пермогорская (по названию села Пермогорье) роспись по бересте, которую отличает характерное сочетание белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом.

    Фото: WikiMedia Commons

    Еще одна техника росписи по дереву, получившая мировую известность, зародилась гораздо южнее – в Нижегородской области. Свое название – хохломская она получила от села Хохлома, знаменитого своими ярмарками.

    Хохломские изделия – ковши, братины, ложки, поставцы – изготавливаются из липы или березы. Неокрашенные деревянные заготовки грунтуют, шпаклюют, покрывают тремя-четырьмя слоями олифы, на которую после просушки наносят алюминиевый порошок. Полученную поверхность, отливающую характерным серебряным блеском, расписывают масляными красками.

    Волшебная глина

    Наряду с деревянным Россия славилась и искусством керамики — изготовлением изделий из обожженной глины. Разные по составу глины породили и разные направления – майолику, терракоту, фарфор, фаянс.

    Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями – эмалями. Терракота – это изделия из обожженной глины, не покрытые глазурями. Белизну и прозрачность изделиям из фарфора придают белая глина или полевой шпат. «Родственник» фарфора – фаянс имеет более толстый черепок. Керамикой в основном занимались жители Центральной России. Сегодня почти в каждом российском доме есть статуэтка или посуда, выполненная в технике «гжель». Раньше гжельские мастера покрывали свои изделия разноцветной эмалью, но с XIX века практически полностью перешли на кобальт. Синяя подглазурная роспись на белом фоне стала визитной карточкой промысла и сохранилась до наших дней.

    Зеленая и желто-коричневая потечная глазурь «сигнализирует» о том, что перед нами – скопинская керамика. Уже в середине XIX века в местечке Скопине Рязанской области насчитывалось свыше 50 мастерских, где изготовлялась причудливая по форме посуда – кувшины, бочонки для солений, вазы для фруктов и т. д, украшенные скульптурными изображениями фантастических зверей. Все свои фантазии мастера воплощали вручную, на единственном инструменте – гончарном круге.

    Керамический «обзор» был бы неполным без упоминания расписанных яркими красками по белому фону дымковских (г. Вятка), выполненных в более сдержанных тонах каргопольских (Архангельская обл.) и филимоновских (Тульская обл.) игрушек.

    Возрождение не за горами?

    Список промыслов можно продолжать практически до бесконечности – холмогорская резьба по кости, расписные жостовские подносы, палехские и федоскинские миниатюры, ростовская финифть, великоустюжное черневое серебро, уральские украшения из каменных самоцветов, елецкие, вологодские и михайловские кружева, золотное шитье мастериц из Торжка, павлопосадские набивные платки и шали, оренбургские пуховые платки и многое-многое другое. Отрадно, что большая часть перечисленных производств сохранилась по сей день, пережив промышленную революцию, войны, образование и распад СССР, лихие девяностые. Однако знатоки и защитники народных промыслов сегодня бьют тревогу: в наше сравнительно благополучное время уникальные школы приходят в упадок, оказываются на грани вымирания. Ручной труд – а иного в этих отраслях и быть не может – кропотливый и малооплачиваемый: на ряде производств зарплата составляет мизерные 10 тыс. рублей. Неудивительно, что молодежь не торопится прийти на смену старым мастерам: если во времена СССР на предприятиях народных художественных промыслов работало около 100 тыс. специалистов, то сейчас их число сократилось в пять раз. Самостоятельно, без государственной поддержки, предприятия – хранители вековых традиций – не в силах обеспечить сбыт своей штучной, уникальной продукции, бороться с валом подделок, не говоря уже о том, чтобы выходить со своей продукцией на экспорт, которая, к слову сказать, в советские времена иностранцами ценилась очень высоко. Последние, скорее всего, не против покупать ее и сейчас, но как им добраться до российской глубинки, при том что туристическая инфраструктура в России пока оставляет желать лучшего?

    Практика советских времен, когда предприятия народных промыслов имели внушительный госзаказ, а в крупных городах открывались специализирующиеся на «народной» тематике художественные салоны, сегодня вспоминается с ностальгией. Тем более что ряд экономически развитых стран продолжает активно поддерживать свои производства, основанные на национальных традициях. В Германии они имеют существенные льготы по налогам и аренде торговых площадок; во Франции выпускники художественных училищ, поступившие на соответствующие предприятия, в течение трех лет получают от государства доплаты. Япония в отношении своих художественных промыслов, по сути, реализует советский опыт.


    Нынешняя весна всколыхнула, однако, в российских «народных умельцах» похороненные было надежды.


    На апрельской встрече президента РФ Владимира Путина с представителями деловых организаций Новгородской области (кстати, одной из немногих, чьи власти финансово поддерживают своих мастеров) был, в частности, поднят вопрос о бедственном положении подобных производств. По итогам обсуждения президент поручил правительству разработать план по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел. В частности, должны быть созданы условия для увеличения закупок юрлицами изделий народных художественных промыслов «признанного художественного достоинства», а также развития туризма в местах традиционного «обитания» уникальных производств.

    На этой оптимистичной волне 22-23 июля нынешнего года и состоялась Межрегиональная ярмарка ремесел «Псков мастеровой» (организатор – Северо-Западный центр социологии и маркетинга). На фоне современного интереса к философии handmade все же можно ждать перемен к лучшему для художников и умельцев.